Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/415

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 412 —

шего внутреннего существа и останется поэтому прочным навеки; говоря: „я хочу этого!“ — он уже сказал: „я должен это“. И вот я уже познал его волю и могу столь же прочно обосновать на ней свои выводы, как на силе природы: как очевидно, что огонь жжет, что вода орошает, так же очевидно, что он поступит по тому мотиву, который оказался для него сильнейшим. — Понимание, познание можно приобретать и вновь терять, его можно изменять, улучшать, ухудшать; но волю нельзя изменить; поэтому „я понимаю“, „я познаю“, „я постигаю“: все это изменчиво и ненадежно, — „я хочу“, сказанное согласно правильно познанному мотиву, прочно, как сама природа.

Но в „правильном познании“ и кроется трудность: с одной стороны, познание мотивов может у этого человека измениться, исправиться, или уклониться на ложный путь; с другой — положение его может подвергнуться изменению.

§ 235.

В Ватикане стоит бюст Биаса с надписью:

Οἱ πλειστοι ἀνϑρωποι κακοι[1].

Это, по-видимому, было его изречением.

§ 236.

Нужно обладать почти безграничною терпимостью и миролюбием, потому что, если мы из каприза не простим жалких или негодных черт какому-нибудь одному человеку, тяготеющих на нем, то мы окажем совершенно незаслуженную честь всем другим. — Но зато уж только крохи мы и можем предложить человечеству, и само собою понятно, какого рода дружбу мы вообще питаем к человеческому племени, — дружбу, которую мы соглашаемся вернуть почти всякому, что бы он ни наделал.

§ 237.

Подобно тому как самое красивое человеческое тело содержит внутри себя кал и зловонный запах, так и у благороднейшего характера имеются отдельные злые черты, и величайший гений носит следы ограниченности и безумия.

§ 238.

1) Кто-то заметил мне однажды, что в каждом человеке кроется нечто очень доброе и человеколюбивое и точно также нечто злое и враждебное; и смотря по тому, что в нем пробуждено, проступает то или другое наружу. Совершенно верно.

  1. „Большинство людей — люди дурные“.