Перейти к содержанию

Страница:1870, Russkaya starina, Vol 2. №7-12 and table of contents vol. 1-2.pdf/25

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


служили, и я заподлинно слыхалъ, что не стыдилися и сыновья, по кончинѣ родителей своихъ, тоже платье носить. Однако нѣсть никакого общества, кудабъ великолѣпіе и роскошъ не вкрадывались, то, колико кажется мнѣ, главное великолѣпіе состояло у бояръ имѣть великое число служителей. Великолѣпіе, можетъ статься, до излишности доведенное, но въ самомъ дѣлѣ основанное на нуждѣ, ибо бояре съ людьми своими хаживали на войну, и оные обще и воиновъ государственныхъ и защитниковъ въ опасномъ случаѣ своимъ господамъ были. Но въ мирное время за честь себѣ бояре считали, когда ѣдетъ по городу, чтобы ему предшествовали человѣкъ пятьдесятъ слугъ пѣшками; слыхалъ я, что и самыя боярыни, нетокмо куда въ знатное посѣщеніе, но ниже къ обѣдни, къ своему приходу, стыдились безъ предшествованія двадцати или тридцати слугъ ѣхать. Однако содержаніе сіхъ слугъ недорого стоило: давали имъ пищу и весьма малое на сапоги жалованье, а въ протчемъ они содержались своимъ искусствомъ, дома носили сѣрые сермяжные кафтаны, а при выѣздѣ господина или госпожи, какой у кого получше кафтанъ сыщется, ибо тогда ливреи не знали; и я самъ запомню, что безъ гостей званныхъ во всѣхъ домахъ лакеи ливреи не надѣвали, а употребленные къ должностямъ люди, которыхъ бывало мало, носили такіе кафтаны, какіе случится.

Остается мнѣ еще сказать, что не было тогда ни единаго, кто бы имѣлъ открытый столъ; но развѣ ближніе самые родственники безо зву куда обѣдать ѣздили, а посторонніе инако не ѣзжали, какъ токмо званые, и могли сидѣть поутру до часа обѣденнаго, а вечеру до ужина, не бывъ уняты обѣдать или ужинать.

Таковые обычаи чинили, что почти всякій по состоянію своему безъ нужды могъ своими доходами проживать и имѣть все нужное, не простирая къ лучшему своего желанія, ибо лучше никто и не зналъ. А къ тому же воспитаніе въ набожіи, хотя иногда дѣлало иныхъ суевѣрными, но влагало страхъ закона Божія, который утверждался въ сердцахъ ихъ ежедневною домашнею божественною службою. Не было разныхъ, для увеселенія сочиненныхъ, книгъ и тако скука и уединенная жизнь заставляла читать божественное писаніе и паче въ вѣрѣ утверждаться. Правленіе деревень занимало большую часть время, а сіе правленіе