Перейти к содержанию

Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/101

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


Въ исходѣ 5-го часа отправлялся онъ для изустнаго доклада къ диркетору театровъ, а въ половинѣ шестаго пріѣзжалъ домой и тотчасъ же садился обѣдать. Потомъ, вздремнувъ въ крѣслѣ на полчаса, преодѣвался и пунктуально въ 7 часовъ его можно было уже встрѣтить въ театрѣ за кулисами, контролирующаго свою пѣвческую армію на счетъ состоянія голосовъ и дающаго то одному, то другому послѣдніе еще совѣты и наставленія. Въ тѣ же вечера, когда не было оперныхъ представленій, онъ занимался часа три съ солистами. И такъ весь круглый годъ, одинъ день, какъ другой» 1).

Такъ работалъ Кавосъ въ продолженіе 40 лѣтъ.

«Независимо отъ званія капельмѣйстера русской оперы и учителя пѣнія воспитанниковъ театральной школы въ Смольномъ монастырѣ и Екатерининскомъ институтѣ, состоявшемъ подъ высокимъ покровительствомъ императрицы Маріи Ѳеодоровны, и, по ходатайству государыни, удостоился получить чинъ 9-го класса и ордена св. Анны 3-й и св. Владиміра 4-й степени» 2).

Въ 1803 году, по настоянію и проекту Катерино Альбертовича, русская оперная труппа была отдѣлена отъ драматической. Руссскіе же пѣвцы того времени пѣли только въ опереткахъ и водевиляхъ, и ихъ спеціалььность было легкое, куплетное пѣніе. Кавосу пришлось учить ихъ просто съ голоса. Каратыгинъ въ своихъ запискахъ говоритъ, что, только благодаря неусыпному, тяжкому труду Кавоса, пѣвцы и примадонны пѣли въ большихъ операхъ Моцарта, Чимарозы, Керубини. «Чего ему стоило съ каждымъ отдѣльно выдалбливать его партію, налаживать еждневно то какъ канарейку, то какъ снѣгиря, и потомъ согласовать ихъ вмѣстѣ въ дуэтахъ, тріо, квартетахъ, квинтетахъ и, наконецъ, въ финалахъ! Непостижимый трудъ, дивное терпѣніе, просто геркулесовскій подвигъ! За то время дня, чуть ли не до глубокой ночи, онъ посвящалъ своимъ ученикамъ и службѣ» 3)

Но пока продолжалась итальянская опера, работа все-таки была наполовину легче того, что она стала впослѣдствіи. Самое трудное время настало для Кавоса въ 34-мъ году, когда была окончательно упразднена итальянская опера и параллельно съ поставленной по желанію директора театровъ Гедеонова — нѣмецкой, Катерино Альбертовичу было поручено разучить большія оперы съ русскими пѣвцами. Арнольдъ пишетъ оп этому поводу:

«При таковой не совсѣмъ-то благопріятной обстановкѣ было ка-

1) См. „Воспоминанія“ Юрія Арнольда, выпускъ II, гл. XXIX, стр. 128. Москва 1892.

2) См. „Историческій очеркъ русской оперы“, В. Моркова, стр. 47.

3) См. „Записки“ Каратыгина гл. VI, стр. 66. Спб. 1880.