Перейти к содержанию

Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/216

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


тому, чтобы поставить Россію на ряду съ европейскими государствами. Передъ этой эпохой Россія ненавидѣла чужеземные нравы: слѣдовательно, и иностранцевъ. Она терпѣла только иностраныхъ купцовъ, съ которыми вела торговлю. Петръ I пожелалъ ввести въ Россіи искусство и науки, относящіяся къ образованію флота и арміи. Отсюда наплывъ иностранцеыъ: нѣмцевъ и голландцевъ, образовательныя путешествія царя и распоряженшя о привлеченіи русскихъ къ поѣздкамъ за границу. Эти стремленія, можетъ быть, слишкомъ независимаго ума, дѣйствительно дали и корали, и обученыхъ солдатъ, и крѣпости, но не дали наукъ и просвѣщенія, — этихъ основъ цивилизаціи.

«Екатерина II скоро принялась продолжать то, на чемъ остановился великій ея предшественникъ. У нея также были грандіозные замыслы, и она продолжала войны Петра I. Она покровительствовала наукамъ, искусствамъ и торговлѣ. Она восторжествовавал надъ турками, чтобы завладѣть Чернымъ моремъ, и раздѣлила польшу, чтобы приблизить границы своего государства къ остальной Европѣ. Ей, по крайней мѣрѣ, принадлежитъ слава за желанше дать русскимъ законодательство, и она сама написала свой знаменитый «Наказъ». Но ей не удалось внести законодательство, такъ какъ въ Россіи не было закновѣдовъ. Между тѣмъ, она все-таки дала нѣсколько законовъ, котрые и теперь въ силѣ, въ пользу крестьянъ, и раздѣлила Россію на губерніи. Въ ея царствованше многіе ѣздили за-границу, но въ качествѣ туристовъ, а не съ цѣлями образовательными. Эта преждевременная и поверхностная цивилизація заставила думать русскихъ, что они ушли гораздо дальше впередъ, чѣмъ это было въ дѣйствительности. Все, что произошло тогда хорошаго, произошло большею частью черезъ нѣмцевъ, стремившихся въ Россію и черезъ жителей Балтійскихъ провинцій, которые собрались въ Петербургѣ, и русская цивилизаці выиграла бы еще больше, еслибы не проникло въ Россію множество французскихъ, такъ-называемыхъ, гуверневровъ, которые знали лишь свой языкъ и основали предразсудокъ, сохранявшіся еще долгое время: не нужно ничему учиться, если можещь съ легостью объясняться на французскомъ языкѣ. Тогдашній недостатокъ средствъ образованія не могъ бороться съ успѣхомъ противъ такого удонаро предразсудка, что и задержало продолженіе образованія до императора Александра I.

«Только во время этого третьяго творческаго царствованія появилиьс многочисленныя общественныя учебныя заведенія, которыя и до сихъ поръ служатъ основаніемъ для народнаго образованія. Но главные носители этого образованія были Балтійскія провинціи и иностранцы; изъ русскихъ было лишь очень мало лицъ, способныхъ для этого великаго дѣла.

«Императору Николаю I стало извѣтно какъ объ этомъ недостаткѣ,