Перейти к содержанию

Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/535

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


скаго монастыря въ Смоленскѣ, просила меня пріѣхать къ ней какъ можно скорѣе, по очень важному дѣлу. Когда я пріѣхалъ — она разсказала мнѣ, что наканунѣ у нихъ въ монастырѣ былъ епископъ Антоній и говорилъ ей, что отецъ Каленова, описанный во второй главѣ этихъ воспоминаній, Александръ Львовичъ, прислалъ ему оффиціальное заявленіе о томъ, что сынъ его состоитъ въ незакономъ бракѣ съ родною племянницею его покойной жены, и что онъ считаетъ своимъ долгомъ довести обстоятельство это до свѣдѣнія духовнаго начальства, для того чтобы избавить свое имя отъ поношенія. Архіерей говорилъ также и о томъ, что всѣ лица, бывшія свидѣтелями брака, должны подлежать наказанію. Каленовъ былъ въ то время въ деревнн, и первою мыслью моею было сейчасъ же дать ему знать о грозившей опасности, но прежде я хотѣлъ попробовать лично объясниться съ архіереемъ и попросить его окончить дѣло какъ-нибудь попроще.

Заглянувъ кстати въ «Уложеніе о наказаніяхъ», я узнаъ, что, въ случаѣ непризнанія брака законнымъ, дѣло можетъ окончиться не шуткою и что даже свидѣтелямъ брака грозитъ крѣпость, и, надѣвъ фракъ и Станислава на шею, отправился къ его преосвященству. Прежде я бывалъ у епископа Антонія и даже довольно часто, въ качествѣ гостя, но впослѣдствіи по нѣкоторымъ причинамъ пересталъ, и отъ другихъ лицъ мнѣ случалось слыхать, что онъ очень меня не жалуетъ. Я не очень, слѣдовательно, надѣялся на успѣхъ, и дѣйствительно архіерей принялъ меня очень холодно, и немедленно у него появился тотъ стеклянный взглядъ, который дѣлался у него всегда, когда онъ бывалъ чѣмъ-нибудь недоволенъ; впрочемъ, довольно любезнымъ тономъ пригласилъ садиться и спросилъ, что мнѣ угодно. Вотъ нашъ разговоръ, довольно по возможности точно передаваемый по памяти.

— Позвольте спросить у вашего преосвященства, справедливо ли то, что А. Л. Каленовъ сдѣлалъ вамъ доносъ на своего сына и его жену?

— Что это значитъ доносъ?.. онъ написалъ мнѣ объ этомъ.

— Могу ли я спросить, что ваше преосвященство намѣрены дѣлать чъ тѣмъ что онъ написалъ?

— Я сдалъ эту бумагу въ консисторію.

— Смѣю замнтить вашему преосвященству, что этотъ отвѣтъ мнн ровно ничего не объясняетъ. Я въ консисторіи никогда не бывалъ и съ дѣлами подобнаго рода ни Каленовъ, ни я вовсе не знакомы. Я пришелъ просить у васъ совѣта и защиты, потому что, какъ вамъ должно быть извѣстно, и я также могу пострадатьс въ этомъ дѣлѣ.

— Не только вы (съ какимъ-то особымъ ударенімъ), но даже и священникъ того прихода, въ которомъ Каленовъ живетъ. Вѣдь онъ зналъ, что я не далъ ему разрѣшенія и что даже въ Петербургѣ Кале-