Перейти к содержанию

Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/580

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


Православіе на Волыни.

Изъ письма преосвященнаго Иннокентія, архіепископа волынскаго, къ гр. Сергѣю Павловичу Потемкину 1).

29-го октября 1836 г.

...О себѣ ничего, почти, пріятнаго и утѣшительнаго не могу сказать Вамъ. Здоровье мое теперь, отъ нѣкоторой привычки къ климату, довольно не худо, а въ первые годы было весьма незавидно. Только и нынѣ, время отъ времени, все болѣе чувствую слабость и какую-то онѣмѣлость въ ногахъ и рукахъ, такъ что на первыхъ едва иногда простаиваю обѣдню, а другими съ трудомъ иногда пишу. Пяти-лѣтняя же здѣшняя жизнь моя есть не что иное, какъ безпрерывная цѣпь досадъ и огоченій по службѣ, въ борьбѣ съ иновѣрцами, съ поляками и особенно съ мошенническимъ гражданскимъ правительствомъ. Но это еще не главное мое зло. Оно состоитъ въ непрестанной и горькой скукѣ, ибо кромѣ подчиненныхъ, по духу чистыхъ, поляковъ коварныхъ, корыстолюбивыхъ и не любящихъ Россію и русскихъ, я совершенно не имѣю здѣсь никого, съ кѣмъ бы могъ иногда перемолвить задушевное словечко. Почаевъ для меня, послѣ Москвы и даже Бѣлгорода, есть не то, чтобъ тюрьма, а что-то похожее на тюрьму. Но яне ропщу ни мало на судьбу мою, имбо ясно вижу, что Волынь назначена мнѣ Провидѣніемъ въ наказаніе за грѣхи мои. Да будетъ со мною во всемъ всесвятая воля Его. Объ одномъ всякій день молю Господа, да утвердитъ онъ меня въ терпѣніи, великодушіи и кротости… Если я здѣсь нахожу въ чемъ-либо душевное удовольствіе, то это только въ здѣшней святыни, богослуженіи и обновленіи обители, допуещнно базиліанами чуть-чуть не до разрушенія. Если вы прежде ону видѣли, то теперь съ трудомъ узнали бы ее — такъ она похорошѣла и облаголѣпилась. Сами ненавистники православія, поляки, нарочно пріѣзжаютъ любоваться ею.

Отъ души и сердца скорблю я, что обстоятельства ваши никакъ не позволяютъ вамъ посѣтить Почаевъ и меня въ Почаевѣ. Теперь Богъ знаетъ, гдѣ и когда мы можемъ съ вами увидѣться и наговоритья до-сыта. На бумагѣ, и особенно черезъ почту, всего не скажешь и не должно сказывать. Но какъ бы Госопдь ни опредѣлилъ касательно будущаго нашего свиданія на землѣ живыхъ, только прошу Васъ твердо и навсегда быть увѣренымъ, что я всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, вашего сіятельства неизмѣнное русское копье.

P. S. Знакомые вамъ базиліане почаевскіе всѣ разосланы по другимъ униткимъ монастырямъ, нѣкоторые изъ ихъ и теперь еще содержатся въ Кіевской крѣпости за ограбленіе Почаева.

1) Начало письма имѣетъ частный интересъ и потому здѣсь не помѣщается.