Перейти к содержанию

Страница:Heine-Volume-1.pdf/194

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 194 —

О'Меара, врачъ, хотя и рожденный въ Ирландіи, но все-таки истый англичанинъ и, какъ таковой, прежде бывшііі врагомъ императора, а теперь признающій августѣйшія права несчастія, пишетъ свободно, безъ ирикрасъ, фактически, почти лапидарнымъ стилемъ; напротивъ того, не стиль, а стилетъ — острая, пронизывающая манера писанія фран-цузскаго врача Антомархи, итальянца, который совершенно обдуманно упоенъ скорбнымъ чувствомъ и поэзіей своей страны.

Оба народа—французы и англичане—представили, каждый со своей стороны, по два человѣка обыкновенная ума и ненодкупленныхъ господствующею властью, и эти присяжные засѣдатели судили императора и приговорили его: вѣчно жить, вѣчно вызывать удивлеяіе, вѣчно быть предме-томъ сожалѣнія.

Много уже великихъ людей прошло по этой землѣ, здѣсь и тамъ усматриваемъ мы блистающіе слѣды ихъ шаговъ, и въ священные часы они туманными образами встаютъ предъ нашею душою; но такой же великій человѣкъ видитъ своихъ предшественниковъ гораздо явственнѣе; по отдЬль-нымъ искрамъ ихъ светящихся земныхъ слѣдовъ онъ узнаетъ ихъ сокровеннѣйшія дѣйствія, одно оставленное ими слово открываетъ ему всѣ изгибы ихъ сердца, и такимъ образомъ живутъ въ таинственномъ общеніи великіе люди всѣхъ вре-менъ, на разстояніи тысячелѣтій кланяются они другъ другу, и сМотрятъ знаменательно другъ на друга, и взгляды ихъ встрѣтятся между собой на могилахъ отжившихъ поколѣній, которыя проталкивались между ними, и они понимаютъ и любятъ другъ друга. Но для насъ, маленькихъ, лишенныхъ возможности быть въ такихъ интимныхъ отношеніяхъ съ великими людьми проіиедшаго, которыхъ только слѣды и туманныя формы изрѣдка становятся намъ видны—для насъ въ высшей степени дорого, когда мы о такой великой личности узнаемъ настолько много, что намъ становится легко воспринять ее въ нашу душу во всей ея ясной жизненности и черезъ это расширить нашу душу. Такая личность—На-полеонъ Бонапарте. О немъ, о его жизни и стремленіяхъ мы знаемъ больше, чѣмъ о другихъ великихъ людяхъ этой земли, и ежедневно узнаемъ еще все больше и больше. На нашихъ глазахъ медленно выкапывается изъ могилы засыпанный божественный образъ, и съ каждой лопатой глины, скидываемой съ него, растетъ наше радостное изумленіе

пропорціональности и великолѣиію обнаруживающихся бла-