Перейти к содержанию

Страница:Heine-Volume-4.pdf/508

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 507 —

душка твой былъ маленькій жидъ, у котораго была большая борода».

На другой день, когда я вошелъ въ школьную залу, гдѣ собрались уже мои маленькіе товарищи, я поснѣшилъ передать имъ важную новость, что дѣдушка мой былъ малень-кій акидъ съ длинною бородою.

Едва успѣлъ я сдѣлать это сообщеніе, какъ оно стало перелетать изъ устъ въ уста, и мальчики принялись повторять его на всѣ лады, съ аккомпаниментомъ голосовъ разныхъ животныхъ. Мальчишки начали прыгать черезъ столы и скамейки, срывать со стѣнъ болыпія черныя доски, разбрасывать ихъ по полу вмѣстѣ съ чернильницами, сопровождая все это смѣхомъ, блеяніемъ, хрюканьемъ, лаеігь, карканьемъ—истинно адская возня, въ которой припѣвомъ постоянно служилъ мой дѣдушка—который былъ маленькій жидъ съ большою бородою.

Учитель, приставленный къ классу, услышавъ тамъ, вошелъ въ залу, весь красный отъ гнѣва, и тотчасъ спро-силъ, кто виновникъ такого безчинства. Какъ всегда бы-ваетъ въ подобныхъ случаяхъ, каждый старался малодушно оправдываться, и въ концѣ разслѣдованія оказалось, что я, бѣдняга, былъ обвиненъ въ томъ, что весь шумъ произ-велъ я разсказомъ о моемъ дѣдушкѣ, и свою вину я иску-нилъ полученіемъ значительнаго количества побоевъ.

Это были первые побои, которымъ я подвергся на этой землѣ, и они навели меня на философское размышленіе, что тотъ, кто наносить ихъ своему ближнему, слава Богу, рано или поздно устаетъ, такъ какъ иначе побои могли бы, наконецъ, сдѣлаться нестерпимыми.

Меня побили тростью желтаго цвѣта, но полосы, оставленный ею на моей спинѣ, были темно-синія. Я ихъ не забылъ.

Не забылъ я также и имени учителя, который меня такъ немилосердно поколотилъ: это былъ патеръ Диккер-шейтъ; его вскорѣ затѣмъ удалили изъ училища по при-чинамъ, которыхъ я тоже не забылъ, но оглашать здѣсь не хочу.

Либерализмъ часто взводилъ несправедливый обвиненія на духовное сословіе, и къ этому послѣднему можно теперь относиться нѣсколько сниоходительнѣе, когда какой-нибудь недостойный членъ его совершаетъ проступки, которые въ сущности слѣдуетъ приписывать только человѣческой натурѣ

или, вѣрнѣе, извращенію ея.