Страница:Heine-Volume-4.pdf/525

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 524 —

и къ бѣднымъ, и богатымъ. Я замѣчалъ это особенно во время вышеупомянутыхъ засѣданій, когда онъ, передавая бѣднякамъ мѣшочки, неизмѣнно говорилъ имъ нѣсколько любезныхъ словъ.

Здѣсь я могъ кое-чему научиться, и не Одинъ знаменитый благотворитель, который бросалъ деньги бѣднымъ лю-дямъ въ голову, такъ что каждый талеръ пробивалъ и дыру въ головѣ, тоже могъ кое-чему научиться у моего превосходная отца. Онъ разспрашивалъ бблыпую часть бѣдныхъ женщинъ объ ихъ здоровьѣ и такъ привыкъ говорить: «имѣю честь», что прибѣгалъ къ этому обороту рѣчи даже и тогда, когда приходилось указывать дверь иной черезчуръ требовательной и назойливой сволочи.

Особенно учтивъ былъ онъ со старухою Фладеръ, и всегда предлагалъ ей стулъ. Она дѣйствительно очень плохо стояла на ногахъ и съ трудомъ ковыляла, опираясь на костыль.

Когда она въ послѣдній разъ пришла къ батюшкѣ за своею порціею, то была уже такъ дряхла, что внукъ ея, Юппъ, долженъ былъ вести ее. Онъ бросилъ на меня ка-кой-то странный взглядъ, когда увидѣлъ, что я сижу за столомъ, рядомъ съ моимъ отцомъ. Старуха, кромѣ маленьг-каго мѣшочка, получила еще отъ батюшки другой, гораздо побольше, и разлилась въ благословеніяхъ и слезахъ.

Страшно смотрѣть на старую женщину, когда она такъ сильно плачетъ. Я и самъ чуть не заплакать, и старуха это замѣтила. Она стала восхвалять мою красоту и сказала, что попросить Божью Матерь позаботиться, чтобы мнѣ никогда въ жизни не пришлось голодать и просить милостыни.

Батюшка на эти слова немного разсердился, но старуха говорила отъ добраго сердца; во взорѣ ея было выраженіе какъ бы не отъ міра сего, но вмѣстѣ съ тѣмъ благочестивое и полное любви; и наконецъ она сказала своему внуку: «Юппъ, поди, поцѣлуй ручку милому мальчику», Юппъ сдѣ-лалъ кислую гримасу, но исполнилъ приказаніе бабушки; поцѣлуй его горячихъ губъ произвелъ на меня такое впе-чатлѣніе, какъ будто меня ужалила въ руку змѣя. Самъ не знаю почему, я вынулъ изъ кармана всѣ мои мѣдныя монеты и отдалъ Юппу, который съ грубо идіотскимъ выра-женіемъ лица пересчиталъ ихъ при мнѣ, штука за штукой, и затѣмъ совершенно спокойно положилъ ихъ въ карманъ своей куртки.

Старуха Фладеръ вскорѣ потомъ умерла, а Юппъ

на-вѣрно еще живъ, если только его съ тѣхъ поръ не повѣ-