Перейти к содержанию

Страница:Анненков. Опыт комментария к уставу гражданского судопроизводства. Т. I (1887).pdf/120

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
109
Ст. 223.

им же установленными правилами подсудности и, таким образом, отчасти отнимает другой рукой то, что дал одной.

Ст. 223. По объявлении несостоятельности должника, все иски к лицу его предъявляются суду, в ведомстве коего производится дело о его несостоятельности.

Прежде, чем приступить к рассмотрению этой статьи, я должен сказать, что дела о несостоятельности, на основании 2 ст. Высочайше утвержденного 1-го июля 1868 года мнения государственного совета о порядке производства дел о несостоятельности в судебных установлениях, образованных по учреждению 20-го ноября 1864 года, ведаются окружными судами по месту постоянного жительства должника. Это общее правило подсудности дел о несостоятельности: далее, в этом законе допускаются, относительно начатия этих дел, те же исключения, которые допускаются 205, 206 и 207 ст. устава, о которых я буду говорить, когда перейду к рассмотрению изъятий из общих правил подсудности. Статья 223 содержит правило о подсудности исков, предъявляемых к несостоятельному должнику. Из этой статьи видно, что она определяет подсудность в том случае, когда дело касается физического лица, объявленного несостоятельным. Но, конечно, могут быть случаи, что несостоятельным окажется лицо юридическое, напр., какое-либо товарищество, ведущее торговлю, т. е. какой-либо торговый дом или фирма. О таком случае 223 ст. ничего не говорит, по, так как, и другой статьи в уставе, которая бы определяла подсудность дел против несостоятельных лиц юридических, нет, то и необходимо признать, что и подсудность споров, предъявляемых против лиц несостоятельных юридических, также должна определяться по правилу той же 223 статьи. Кроме того, относительно признака подсудности, установленного этой статьей, я должен сказать, что он не представляет собой какое-либо новое начало подсудности, а есть не более, как видоизменение того же общего начала, которое выражено в 203 ст. для подсудности исков личных и о движимости, и которое заключается в правиле — actor sequitur forum rei, потому что местонахождение конкурса, к которому переходят права и обязанности несостоятельного должника — искать и отвечать на суде, как признак подсудности, заменяет только признак местожительства лица, а не есть изъятие из общего начала подсудности по местожительству. Признать такое значение за признаком подсудности, установленным 223 ст., тем более возможно, что и самое производство о несостоятельности, как мы только что видели, также по закону возбуждается по местожительству несостоятельного; следовательно, в отношении подсудности оба эти признака играют одинаковую роль, потому что иск, предъявленный до объявления несостоятельности, по местожительству ответчика, будет во всяком случае подсуден тому же суду, если будет предъявлен и после объявления несостоятельности, по месту нахождения конкурса.

Во всех только что рассмотренных мной статьях устава заключаются общие правила подсудности исков о движимости, cum tendit ad quid mobile, и, притом, безразлично — будут ли эти иски личные, actiones in personam, или вещные, actiones in rem. Эти общие правила определяют подсудность всех этих исков по местожительству ответчика, в силу общего начала actor sequitur forum rei, как по отношению лиц физических, так и юридических, т. е. по отношению сих последних, если только юридическое лицо существует на основании договора, по местонахождению органов сих лиц, через посредство которых лица эти проявляют свою деятельность, и которые в смысле процессуальном и действительно признаются ответчиками, потому что только эти органы, в силу закона, ищут и отвечают на суде, как представители самых обществ. Нельзя не заметить, что местонахождение ответственных органов юридических лиц,