Перейти к содержанию

Страница:Арийское миросозерцание (Чемберлен, Синцова, 1913).djvu/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


былъ въ состояніи прослѣдить каждый изгибъ мысли въ самомъ языкѣ? Кромѣ того, философъ этотъ долженъ былъ бы обладать ясно выраженною и очень развитою метафизическою способностью.

До сихъ поръ никто изъ нашихъ ученыхъ посредственностей или авторовъ руководствъ не умѣлъ взяться за изученіе индусской философіи; прирожденный намъ идеализмъ у насъ крадутъ, по большей части, еще въ школѣ, а метафизику — въ аудиторіяхъ. Но и одной метафизикѣ не совладать съ этой задачей: безъ глубокаго религіознаго инстинкта невозможно усвоеніе индусской мудрости. Преимуществомъ Дейссена-философа было именно то, что онъ шелъ отъ богословія. Это былъ человѣкъ какъ будто предназначенный возвѣстить міру откровеніе индусскаго генія; и назначеніе свое онъ выполнилъ блестяще. Въ 1883 году появился его извѣстный трудъ «Система Веданты». Во всѣхъ странахъ, какъ индологами, такъ и тѣми немногими философами, которые способны были интересоваться подобнымъ предметомъ, — этотъ трудъ былъ признанъ классическимъ и исчерпывающимъ. Первымъ же взмахомъ Дейссенъ достигъ самой вершины. Да иначе и быть не могло; ибо тотъ, кто не можетъ понять индуса вполнѣ, вообще его понимать не способенъ.

Но одной — даже столь превосходной — разработки Веданты никоимъ образомъ не могло быть достаточно. Истинное познаніе какого бы то ни было міросозерцанія невозможно безъ знанія подлинныхъ произведеній. Можно исчерпывающе изложить какую-нибудь систему, но не живое творчество духа, въ которомъ отражается вся личность созидателя. Какъ бы подробно намъ ни описывали человѣка, мы не составимъ себѣ о немъ вполнѣ вѣрнаго пред-


Тот же текст в современной орфографии

был в состоянии проследить каждый изгиб мысли в самом языке? Кроме того, философ этот должен был бы обладать ясно выраженною и очень развитою метафизическою способностью.

До сих пор никто из наших ученых посредственностей или авторов руководств не умел взяться за изучение индусской философии; прирожденный нам идеализм у нас крадут, по большей части, еще в школе, а метафизику — в аудиториях. Но и одной метафизике не совладать с этой задачей: без глубокого религиозного инстинкта невозможно усвоение индусской мудрости. Преимуществом Дейссена-философа было именно то, что он шел от богословия. Это был человек как будто предназначенный возвестить миру откровение индусского гения; и назначение свое он выполнил блестяще. В 1883 году появился его известный труд «Система Веданты». Во всех странах, как индологами, так и теми немногими философами, которые способны были интересоваться подобным предметом, — этот труд был признан классическим и исчерпывающим. Первым же взмахом Дейссен достиг самой вершины. Да иначе и быть не могло; ибо тот, кто не может понять индуса вполне, вообще его понимать не способен.

Но одной — даже столь превосходной — разработки Веданты никоим образом не могло быть достаточно. Истинное познание какого бы то ни было миросозерцания невозможно без знания подлинных произведений. Можно исчерпывающе изложить какую-нибудь систему, но не живое творчество духа, в котором отражается вся личность созидателя. Как бы подробно нам ни описывали человека, мы не составим себе о нём вполне верного пред-