Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 03. Анрио - Атоксил (1926)-1.pdf/199

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

материалом для этой А. служили массы люмпен-пролетариев, к-рые выбрасывались в города процессом обезземеливания основной массы крестьянских хозяйств. Римская монархия благодаря развитию денежного хозяйства и товарообмена оказалась способной создать эту могущественную и дисциплинированную постоянную армию.

При Цезаре (ум. 44 до хр. э.) римские легионы в большинстве своем комплектовались добровольцами из Италии. Кроме легионов, составлявших ядро А., Цезарь в своем распоряжении имел также вспомогательные провинциальные войска (auxilia), критских лучников, балеарских пращников, галльскую и нумидийскую конницу, а также и германских наемников. Работу Цезаря по превращению римских вооруженных сил в постоянную регулярную армию закончил Август (30 до хр. э. — 14 хр. э.).

При нем же начался процесс провинциализации и «варваризации» римских легионов.

При династии Северов (193—235) даже преторианскую гвардию составляли из сирийцев и африканцев, считавшихся более надежными в смысле «внутренней охраны» элементами, чем жители Италии: последних перестали допускать в гвардию. Финансовый кризис заставил позднейших римских императоров в целях удешевления охраны границ перейти на частичную натурализацию оплаты содержания А., путем передачи в пожизненное пользование солдат пограничных земельных участков. Наплыв в А. варварских и полуварварских элементов лишил ее первоначального национального характера: одни только офицеры сохранили свое римское происхождение. Ухудшение личного состава, вызванное указанной выше системой комплектования ее людьми, относившимися к военному делу исключительно как к ремеслу, кормившему их, оказало сильнейшее влияние на состояние римских войск. Система тщательного обучения бойцов была оставлена. Были отброшены тяжелые нагрудники и копья. Боеспособность войск снизилась. Командный состав утратил былую тесную связь с рядовыми иноплеменными ему бойцами. Вырос обоз. В дальнейшем, постепенно исчезло всякое различие в снаряжении и вооружении между римлянами и «варварами»; целые германские племена поселяются на границах империи, несут там сторожевую службу и постепенно превращаются в единственную вооруженную силу Рима. Разложение экономической организации древнего Рима неминуемо повлекло за собой изменение материальной и живой силы римской армии.

Потерпевшее крушение рабовладельческое хозяйство древности, достигшее в своем развитии достаточной высоты, сменяется в западной Европе господством феодальных отношений, основанных на постепенном присвоении крупными землевладельцами военно-организаторской роли и на своеобразной лестнице экономической и политической зависимости землевладельцев друг от друга. Феодальные отношения на разных ступенях развития мы встречаем у многих внеевропейских народов. Порядок земельного владения в Африке, Полинезии,Индии, Китае, Японии, в древнем Египте напоминает в основном феодальный порядок средневековой Европы. Развитие феодальных отношений ' получает и соответствующее отражение в состоянии вооруженных сил.

Наибольшее количество наблюдений можно почерпнуть из периода расцвета феодализма в западной Европе 9—12 вв. и — с своеобразными особенностями — в России 15—17 вв.

Характерное для указанных эпох господство натурального хозяйства и слабо развитый государственный аппарат являются условиями, исключающими возможность содержания постоянной армии. Вместе с вассалитетом (см. Вассал), вместе с введением ленной системы земельных наделов происходил безостановочный процесс перехода от старого народного ополчения к ополчению вассалов и их подвассалов во главе с верховным ленным владыкой — королем. Классовое господство землевладельцев дворян и феодалов строится на своеобразной монополии вооружения. А. средних веков крайне малочисленны: крестьянские массы, к-рые являются основным контингентом современных регулярных А., отсутствуют в А. средневековья; феодальная челядь не годится для создания прочных войсковых организмов. «Развитие феодального ленного государства полно войн и военной шумихи, но его военные возможности чрезвычайно малы, и войска невелики по своей численности. В них отсутствует военная дисциплина» (Меринг). На поля сражений выступает индивидуальный боец, массы исчезают. Как особый военный класс, на арену истории выступает рыцарство (см.), в России — дворянское конное ополчение. Феодальная система, являясь по происхождению военной организацией, по существу своему враждебна какой бы то ни было дисциплине.

«Копье»  — основная единица рыцарской А. — составлялось из рыцаря и обслуживающих его лиц: пажа, оруженосца, конного или пешего лучника и копейщика (всего 4—7 ч.). Полное отсутствие дисциплины не позволяло рыцарским А. производить какие бы то ни было планомерные передвижения, ни тем более маневрировать в боевой обстановке. Рыцарская конница производила атаки в конном сомкнутом строю, при чем столкновение в дальнейшем разбивалось, фактически, на ряд единоборств.

Именно поэтому средневековая история не оставила нам ничего поучительного ни по вопросам организации армии, ни по теории военного искусства.

Развитие капиталистических отношений, усиление государственного аппарата, укрепление королевской власти, рост городов и изобретение огнестрельного оружия — решающим образом повлияли на состояние и систему организации А. средневековья, дав значительный толчок развитию военного искусства. Энгельс отмечает, что введение огнестрельного оружия повлияло не только на формы ведения войны, но и на соотношение классов. Для снабжения войск огнестрельным оружием необходимы были развитие промышленности и крупные денежные средства. И тем и другим обладал город; в силу этого огнестрельное оружие стало