Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 04. Атоллы - Барщина (1926)-2.pdf/144

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

когда-то очень большую роль в русско-турецких войнах, как один из стратегических ключей к нижнему Дунаю: принадлежность этого ключа болгарам давала им перевес над румынами в этой области, переход Силистрии к Румынии изменял перевес в пользу последней. На бол г. проект нейтрализации Силистрии (в форме передачи румынам позиций, господствующих над крепостью) Румыния не шла, как можно думать, потому, что ей уже была обеспечена поддержка России в этом вопросе.

Покушение Сербии на Македонию создало в Болгарии, особенно в ее военных кругах, настроение, очень близкое к тому, какое сложилось в Сербии после аннексии Боснии и Герцеговины. Сходство довершилось тем, что как в Боснии австрийцы, так в Македонии стояли сербы, к-рых вчера еще считали прочными и надежными союзниками и к-рые внезапно оказались соперниками.

Явное предпочтение, оказываемое Россией этим соперникам, окончательно дало перевес в Болгарии австр. ориентации, тем более, что Австрия, повидимому, формально обещала вооруженную поддержку в случае вмешательства Румынии. Болг. правительство, понимая всю крайнюю рискованность положения, колебалось до последней минуты, но высшее офицерство, в головах к-рого еще не рассеялся угар от недавних блестящих побед, взяло инициативу на себя. 30 июня 1913 болгарская армия внезапно атаковала сербские и греческие позиции в Македонии. Румыния немедленно ответила на это мобилизацией всей армии, двинувшейся прямо на Софию.

Все болг. силы были заняты на Ю. и Ю.-З., болг. столица оставалась совершенно открытой, ожидавшееся же выступление Австрии не состоялось, т. к. Германия, отнюдь не желавшая в то время воевать, категорически воспротивилась авантюре своей союзницы. Болгарии ничего не оставалось, как просить пощады, обратившись к посредничеству России (14 июля). Последняя немедленно остановила румынское наступление, но Румыния получила все, что она раньше требовала. Сербо-болгарская граница также была «пересмотрена» в пользу Сербии, Салоники и ряд пунктов Эгейского побережья остались за Грецией. Такой исход третьей Б. в. заранее предопределил позицию Болгарии в будущей империалистской войне  — против Сербии^и окончательно ликвидировал остатки настроений, еще живших в болг. массах со времени войны 1877. После удара в спину с помощью румынских штыков, императорская Россия утратила всякие симпатии в Болгарии.

Социальные последствия Б. в. тогда же были охарактеризованы Лениным, писавшим в «Правде» от 7 ноября 1912: «Победы сербов и болгар означают подрыв господства феодализма в Македонии, означают создание б. или м. свободного класса крестьян-землевладельцев, означают обеспечение всего общественного развития балканских стран, задержанного абсолютизмом и крепостническими отношениями». В международной плоскости Б. в. были определенной неудачей Антанты и вообще ив частности ее рус. сочлена: вызвать державы центр. Европы на войну из-за Балкан, чего, повидимому, определенно хотелось Франции (см. Антанта), не удалось так же, как России не удалось сделать ни одного шага дальше в вопросе о проливах.

В следующем году пришлось поэтому прибегнуть к более энергичным средствам провокации, чем все, какие применялись до сих пор (см. Империалистская война).

Лит.: Документы, опублик. в «Красном Архиве», книги VIII, IX и XV (публикация еще не закончена); Гешов, И., Балканский Союз. Воспоминания и документы, П., 1915; Bogitschevitsch, Kriegsursachen, 1919 (есть франц. перевод). Общую литературу см. в статьях Антанта и Империалистская война.

М, Покровский, БАЛКАНСКИЕ ГОРЫ, Балканы, юный

складчатый хребет (третичного возраста) на Балканском п-ве, простирающийся на 600 км — от Дуная до Черного м. — и отделенный долиной р. Тимок от Вост. — Сербских гор (шир. 20—45 км). Несмотря на сравнительно незначит. высоту, Б. г. являются важной ландшафтной и климатической границей и образуют водораздел между притоками Дуная и реками, текущими в Эгейское и Мраморное моря; только один Искр прорывается с К5. через Б. г. к Дунаю. По геологическому ц орографическому строению Б. г. делятся на 3 части: 1) Западные Б. — от р. Тимока до прорыва р. Искра с простиранием на Ю.-В., сложенные из кристаллических сланцев, вулканических пород в центр, зоне и мезозойских пород по бокам, с вершиной Миджур (2.186 м) и перевалами св. Николая (1.444 л) и Гинци (1.442 м); 2) Средние, или Большие, Б. — от прорыва р. Искра до перевала Железные ворота (Демир-Капу) с простиранием с 3. на В.; здесь гребень хребта нигде не спускается ниже 1.400 м, вершины достигают 2.000 м и более (Юмрукчал 2.375 м); главные перевалы: Арабконакский  — 988 м, Траяновы ворота  — 1.650 м, Шипкинский  — 1.330 м, Гаинкой  — 949 м. Средние Б. сложены из кристаллических и палеозойских сланцев с многочисленными штоками вулканических пород и примыкающей к ним с С. зоной мелового и эоценового флиша. На 10.

Средние Б. резко обрываются к сбросовой котловине, к-рая с Ю. ограничена Антибалканами (Средня гора  — 1.572 л, Срнена гора, или Караджа-Даг, — 1.440 м); 3) Восточные, или Малые, Б., сложенные из меловых пород, разветвляются на несколько невысоких хребтов, редко превышающих 1.000 м и к Черному м. понижающихся до 500 м.

Наиболее важный перевал Добрал  — 446 м, Б. г. нигде не достигают линии вечного снега. Их склоны, в особенности с сев. стороны, поросли густыми дубовыми, буковыми и хвойными лесами, но юж. склон Средних Б. безлесен и обнажен.

БАЛКАНСКИЙ ВОПРОС, см. Восточный вопрос.

БАЛКАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ, самый восточный из трех южных п-овов Европы; омывается Адриатическим и Ионическим морями на 3. и Черным и Эгейским на В. и Ю.; по природе представляет переходную страну между Европой и Азией. На севере Б. п. примыкает — по линии Триестский залив,