Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 13. Волчанка - Высшая (1929).pdf/140

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

или иного знака есть С. Скорость В. и., т. е. число пар ионов, соединяющихся за одну секунду, пропорционально числу встреч ионов разного знака, т. о. равно аС\ где а — коэффициент пропорциональности. Т. о., изменение С со временем есть результат dC двух противоположных процессов, т. е. — тг= Q. — аС’.

at _ Для случая равновесия-^7= 0, т. е. С равнов.^1/ at г

а Если ионизатор прекращает свое действие (<z  — 0), то изменение концентрации ионов определится уравdC С нением = — аС2, т. е. С = — -г, где Со  — CL I 1 г О® ос С концентрация в момент прекращения действия ионизатора. Наблюдая изменение С со временем, можно найти а. Измерения (для воздуха) дают приблизительно а=1, 6. 10“*.

Г. JJ, ВОССТАНИЕ ВООРУЖЕННОЕ, открытое

выступление народных масс с оружием в руках, с целью низвергнуть старую власть и поставить на ее место новое, революционное правительство. Не всякое применение оружия в борьбе с существующим правительством есть В. в. Бывают, например, случаи, когда против правительства обращается его собственная вооруженная сила под командой своего обычного начальства, — что какой-нибудь генерал или группа генералов и офицеров пользуются находящимися под их командой солдатами, чтобы низвергнуть то или другое министерство, того или другого монарха или президента, при чем существо власти, ее классовый характер нисколько не меняются. Такие выступления бывали особенно часты в странах испанского языка, почему и носят в истории испанское название «пронунциамиенто». Хотя тут очень часто, почти всегда, и пускается вход оружие, происходят бои, однако, это не есть вооруженное восстание, поскольку здесь нет охваченных революционным возбуждением народных масс, и дерущиеся действуют, подчиняясь обычной, традиционной воинской дисциплине или своей привязанности к тому или другому популярному вождю ит. д. Только, когда солдаты сливаются с революционной массой и действуют во имя революционных лозунгов, а не по приказу начальства, мы имеем участие армии в В. в. С другой стороны, не является В. в. и выступление небольших групп заговорщиков, хотя бы и с оружием в руках и во имя революционной цели (например, террор народовольцев или эсеров). Если «пронунциамиенто» не есть В. в., потому что в ней нет революционной в настоящем смысле этого слова цели, террор не есть В. в., поскольку в нем нет масс. Для В. в. характерны оба эти признака — наличность революционного движения и участие в нем широких масс, настроенных непримиримо враждебно к старой власти и не желающих итти с нею ни на какие компромиссы. В. в. — это поединок на смерть между восставшим народом и сделавшимся для него невыносимым правительством. Отсюда В. в. может служить и испытанием — действительно ли революционное движение охватило широкие массы и действительно ли эти массы настроены совершенно непримиримо по отношению к существующему строю.

Решить это может только опыт: вот почему все непримиримо революционные, несоглашательские партии всегда звали к В. в., партии же соглашательские, стремившиесяне к низвержению, а к компромиссу со старой властью, довольствовавшиеся более или менее значительными с ее стороны уступками, всегда были против В. в., пытаясь ему помешать, и пользовались каждой неудачей его, чтобы дискредитировать самую идею В. в. Отношением к вооруженному восстанию можно поэтому мерить степень революционной последовательности и революционной искренности выступающих от имени революции партий.

В. в. имели место во всех известных нам случаях крупных классовых столкновений, начиная с древнейших времен как на Западе (Афины, Рим  — см. Гракхи, Катилина, Спартак и т. д.), так и у нас (киевские и новгородские восстания, начиная с 11 века).

Все крестьянские движения конца средних веков и периода переходного от феодализма к капитализму принимали форму вооруженных восстаний. В. в. тем легче было начаться в те времена, что регулярных армий не существовало и преобладающим  — а в более раннее время исключительным  — типом оружия было холодное (копья, мечи, луки и т. д.), кэторое весьма легко изготовить кустарными средствами. Притом же каждый гражданин в древнем мире, в средневековом городе (и у нас — в Киеве и Новгороде) был чем-нибудь вооружен и умел владеть каким-нибудь оружием. Перевес господствующих классов опирался на их лучшую индивидуальную выучку (рыцари) и на их лучшее оборонительное вооружение (латы): помимо этого, шансы были более или менее равны. С появлением огнестрельного оружия и регулярных армий дело стало меняться не в пользу народной массы. На Западе после великой крестьянской войны в Германии (см.) 16 века крестьянские выступления не поднимаются уже до В. в. У нас две последние по времени крестьянские революции, восстания С. Разина и Е. Пугачева (см.), пали под ударами регулярных войск  — и после этого мы не имеем В. в. вплоть до городского, рабочего движения 1905. В. в. эпохи Великой французской революции также были городскими — крестьянская жакерия 1789—92 была спутником и последствием побед городской массы, и не подлежит сомнению, что, если бы правительству старого режима удалось в самом начале раздавить В. в. парижан, оно легко справилось бы с крестьянами.

Теперь для В. в. требовалась уже гораздо б6льшая, чем в средние века, сознательность, гораздо большее напряжение революционного энтузиазма и кое-какая организация.

Восстание 10 августа 1792, низвергнувшее королевскую власть во Франции, имело уже свой штаб, свой план действий, кое-какие организованные военные силы (национальная гвардия рабочих районов, волонтеры и т. п.); с другой стороны, революцион. энтузиазм масс заражал и правительственные войска, состав к-рых был социально однороден с восставшими: во время парижского восстания 14/VII 1789 французская гвардия побраталась с народом, и Людовик XVI мог опереться только на иностранных наемников. Это явление было, конечно, тем возможнее, чем сознательнее и революционнее