Страница:БСЭ-1 Том 13. Волчанка - Высшая (1929).pdf/209

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

направляют больных в бюро врачебной экспертизы (см.), а где таких бюро нет  — во врачебно-контрольные комиссии (см.). В. к. вправе, при освобождении от работ, установить необходимость контроля на дому за нетрудоспособными. Решения В. к. являются окончательными и не подлежат обжалованию со стороны больных. При разногласиях между лечащим врачом и доверенным врачом страховой кассы, а также в случаях сомнения в наличии временной нетрудоспособности, В. к. направляют больного во врачебно-контрольную комиссию. До издания упомянутого выше декрета все перечисленные функции В. к. осуществлялись врачебно-контрольными комиссиями отделов здравоохранения.

Лит.: 3 ельдесМ. Б. и Симаков А. В.,

Врачебная экспертиза и контроль, М., 1928; В и гдорчик Н. А., Тёория и практика социального страхования, вып. 2, 4, М., 1925; Man e,. s A., Versicherungs-Lexikon, 2 Auflage, В., 1924; Die Krankenversicherung, «Studien und Berichte des Internationalen Arbeitsamtes», Genf, 1925; «Бюллетень Hapкомздрава», № 21, M., 1927; «Инструкция Союзного совета соц. страхования при НКТ СССР, № 277 за 1927, о контроле страх, касс над освобождением от работы при временной нетрудоспособности», в «Изв.

НКТ», № 40—41, от 10/Х 1927; «Статистика социальн. страхования», «Вопросы Труда», М., 1928 Д, Горфин.

ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ, см. Врач, Здраво охранение.

ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА, см. Врачебн. этика.

ВРАЧЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, медицинское

освидетельствование лиц или др. объектов (вещественных доказательств при судебных процессах, продуктов питания и т. п.) с целью дачи заключения, являющегося основанием для определенных правовых действий. В. э. производится компетентной, законом установленной врачебной инстанцией — врачебно-экспертной комиссией или отдельными врачами-специалистами (напр., судебно-медицинским экспертом). Врачебно-экспертные комиссии организуются отделами здравоохранения в губернских городах и др. пунктах по соглашению с страховыми кассами и органами социального обеспечения. Ими осуществляется так наз. врачебно-трудовая, или трудовая экспертиза, в задачи к-рой входит установление наличия инвалидности, ее характера и степени, или группы (см. Инвалидность), определение причин ее, зависимости ее от профессии, травмы и т. п., установление способов восстановления трудоспособности  — путем долечивания, обучения другим профессиям, протезирования. Врачебно-экспертные комиссии свидетельствуют лиц, имеющих право на получение пенсии в порядке социального страхования (инвалидов труда), а также членов их семейств, инвалидов войны и членов их семейств, членов семейств лиц, погибших на фронте, а также другие контингенты, находящиеся на учете органов социального обеспечения, лиц кадрового состава РККА, потерявших трудоспособность на военной службе, и прочих трудящихся, нуждающихся в установлении степени инвалидности.

В задачи судебно  — медицинской В. э., осуществляемой только врачами, входит производство судебно-медицинской экспертизы во всех случаях, когда это требуется в интересах следствия и суда: освидетель 406

ствование мертвых тел и живых лиц, исследование вещественных доказательств, дача заключения по запросам судебных властей, требующим медицинской компетенции, и т. п.

Лит.: Кедров П. И., Врачебная экспертиза

и оценка утраты трудоспособности потерпевших от несчастных случаев рабочих и служащих, 2-е издание, М., 1914; Зельдес М. Б. и Симаков А. В., Врачебная экспертиза и контроль, М., 1928; Вигдорчик Н. А., Методика врачебно-страховой экспертизы, М., 1926; Фрейберг Н. Г., Врачебно-санитарное законодательство в России, 3-е издание, Петербург, 1913; Лейбович Я., Справочник по судебно-медицинской экспертизе для врачей, юристов, работников уголовного розыска и милиции, Москва, 1926.

Д, Горфин.

ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА, нормы профессионального поведения врача. Нормы эти охватывают вопросы: понимания врачом своих профессиональных обязанностей и его отношения к ним, системы взаимоотношений врача с больным, допустимости применения тех или иных методов лечения (экспериментаторство, применение недостаточно обоснованных методов, применение лечения или тех или иных методов без согласия больного и т. д.), отношения врача к интересам здоровья третьих лиц и коллектива (применение методов, небезразличных для жизни или здоровья третьих лиц, врачебная тайна и т. д.), использования своего профессионального положения в ущерб больному, применения врачебных знаний не в целях лечения или предупреждения болезней и, наконец, взаимоотношений врачей между собой и их отношения к среднему медицинскому персоналу. Идеологическая установка и конкретное содержание норм, регулирующих эти вопросы, определяется в качестве ближайших факторов системой организации врачебной помощи и классовым составом врачей. В капиталистическом обществе болезнь и лечение рассматриваются как Частное дело больного; поэтому врачебная помощь для широких масс населения строится здесь на началах частной практики, т. е. соглашения между врачом и больным, регулируемых только в отношении отдельных групп населения, и то в самой общей форме (система врачебной помощи лицам, которые состоят на социальном страховании, см.). Оказываясь в глубоком противоречии с формами практической деятельности врача, построенными на началах частной практики, врачебная этика не получает конкретно-очерченного содержания, оставаясь в рамках абстрактно-идеалистических формулировок: «направляющими принципами врачебной деятельности должны быть гуманность, человеколюбие, нравственный долг». Эта недостаточная конкретность этических требований сохраняется даже в попытках законодательного и общественно-обязательного оформления их.

Неопределенность этих этических требований облегчает извращение норм врачебной этики, совершенно неизбежное в условиях врачебной помощи на началах частной практики. Поскольку материальная заинтересованность является основным стимулом врачебного внимания к больному, врач стремится ограничить исполнение своего «общественно-профессиональн. долга», т. е. оказания врачебной помощи не на началах