Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 13. Волчанка - Высшая (1929).pdf/269

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

защитой всеобщей стачки выступил Вайян.

В результате была принята компромиссная резолюция. Следует отметить типичные для французского марксистского доктринерства заявления о том, что стачки вообще дело не партии, а самих рабочих и их профсоюзов, дело же политической партии  — «политические выступления», т. е. избирательная и парламентская деятельность.

Амстердамский конгрес .

На состоявшемся в августе 1904 Амстердамском конгрессе была принята резолюция, в к-рой отвергалась «абсолютная В. с. как неосуществимая, так как она угрожает существованию всех, а потому и пролетариата», признавалась «возможность проведения серьезных социальных изменений или отражения реакционных покушений на права рабочих посредством стачки, обнимающей важные для хозяйственной жизни отрасли производства или большое число предприятий как самой крайней меры»; резолюция резко осуждает «анархистскую пропаганду В. с., отвлекающую рабочих от повседневной профессиональной, политической и кооперативной работы», и призывает рабочих «к укреплению их единства и развитию их организации». Непосредственно после Амстердамского конгресса, в сентябре, Италия была потрясена упомянутой миллионной В. с., а несколько месяцев спустя, в январе 1905, у самого порога великого выступления российского пролетариата, вспыхнула забастовка 200 т. горняков Рурского бассейна, принявшая, вследствие потрясения всей хозяйствен, жизни и давления, оказанного на правительство, политический характер.

В. с. в российской революции 1905 года. Позиция большевиков и меньшевиков. В. с. и вооруженное восстание. Основной формой российской революции 1905 была массовая политическая стачка. Исторически она была подготовлена всем ходом развития революционного движения 900  — х годов, начиная с ростовской В. с., в ноябре 1902, и еще более со В. с., охватившей своим пламенем весь Юг, от Баку и Тифлиса через Екатеринослав и Николаев до Киева и Одессы, в мае, июне и июле 1903. Прологом к январю была грандиозная забастовка в Баку в декабре 1904. Главн. этапы революции 1905  — январь, май, октябрь, ноябрь и декабрь  — определяются подъемами забастовочных волн. «Самым главным средством этого перехода (превращения „дремлющей России" в Россию революционную) была массовая стачка... специфически пролетарское средство борьбы, именно стачка представляла главное средство раскачивания масс и наиболее характерное явление в волнообразном нарастании решающих событий. Русская революция является в мировой истории первой, но она будет, без сомнения, не последней великой революцией, в к-рой массовая политическая стачка сыграла необыкновенно большую роль». Такую оценку значения В. с. в революции 1905 дает Ленин в докладе о «Девятом января», прочитанном в январе 1917 в Цюрихе. Для более точного определения роли политической стачки в революции необходимо, по Ленину, изу 520

чить перерастание экономической стачки в политическую и политической в восстание.

«Исключительно своеобразным было сплетение экономических и политических забастовок во время революции... Забастовки металлистов в течение всего 1905 дают перевес политической забастовке над экономической, хотя в начале года это преобладание далеко еще не так велико, как в конце года. Наоборот, у текстильщиков мы наблюдаем в начале 1905 колоссальное преобладание экономических забастовок, которое только к концу года сменяется преобладанием политической забастовки» (Собрание сочинений, т. XX, ч. 2, стр. 30—33).

Еще на апрельском съезде 1905 в резолюции о вооруженном восстании была подчеркнута «роль массовых политических стачек, которые могут иметь важное значение в начале и в самом ходе восстания». «В 1905 г., — пишет Ленин 4 октября 1905, — вполне сложившейся уже формой движения является политическая стачка, переходящая на наших глазах в восстание» (Собр. соч., т. VI, стр. 495). 13 октября он пишет: «Наши указания и предсказания о великом значении политической массовой стачки в деле вооруженного восстания блестяще подтвердились... Восстание близится, оно вырастает на наших глазах из всероссийской политической стачки» (т. VI, стр. 523—24).

Декабрьская стачка и поражение московок. восстания поставили со всей остротой вопрос о дальнейшей тактике. Г. Плеханов, в «Дневнике c. — д.», № 4, выражая, несомненно, позицию всего меныпевистско го лагеря, апеллирует к западно-европейской практике и теории против российского азарта: «Если вы припомните решение, принятое по вопросу о всеобщей стачке на международном съезде в Амстердаме, если вы ознакомитесь с международной с. — д. литературой по этому предмету, то вы увидите, что с. — д-тия всех стран в противоположность анархистам рекомендует пролетариату быть до последней степени осмотрительным в употреблении этого обоюдоострого оружия... Голландский пролетариат потерпел жестокое поражение (в апреле 1903. В.)... Этот недавний пример должен быть в памяти у всех. Но, к сожалению, о нем вряд ли вспомнили своевременно те из наших товарищей, которые высказались за вторую и третью В. с.... Несвоевременно начатая политическая забастовка привела к вооруженному восстанию в Москве, Сормове, в Бахмуте и т. д... его (пролетариата) сила оказалась недостаточной... Это обстоятельство не трудно было предвидеть. А потому не нужно было и браться за оружие» (Плеханов, Сочинения, т. XV, стр. 4: — 12). Этому пораженчеству по отношению к революции Ленин противопоставил следующую оценку положения и тактические выводы: «Два великих месяца революции (ноябрь и декабрь) рассматриваются как период перерастания мирной В. с. во всенародное вооруженное восстание. Возможность его доказана, движение поднято на высшую ступень, практический опыт, необходимый для успеха будущего восстания, накоплен широкими массами