Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 17. Гимназия - Горовицы (1930).pdf/236

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Хроники сильно преувеличивают частоту и продолжительность Г., рассказывая о голодных периодах в десять и более лет. Настоящие голодовки продолжались обычно не долее двух, самое большее трех лет, но бывали близкие к Г. периоды плохих урожаев, вызывавшие длительное вздорожание хлеба. Большинство голодовок носило ограниченный локальный характер. Рассказы хроник о голодовках, охватывавших всю Францию, Германию или Италию, часто основаны на ограниченности кругозора авторов.

Но известны нередкие случаи больших голодовок, охватывавших огромные районы, хотя очень трудно точно установить их границы, равно как и число и продолжительность этих голодовок. До 9 века у нас вообще недостаточно материала о голодовках.

Наблюдения над последующими веками создают впечатление, что число голодовок все возрастает; 11 и 12 вв. являются едва ли не самыми голодными в истории Европы; впрочем, это впечатление может быть объяснено бблыпим обилием источников. С 13 в. замечается общее снижение числа голодовок, что приходится приписывать наблюдающемуся в это время общему росту сельскохозяйственной техники и развитию обмена.

В восточных частях Средней Европы, где культура имела более отсталый характер, это снижение наступает позднее.

Голодовки в средневековой Европе сопровождались страшными бедствиями. В хрониках обычны описания ужасающей смертности (цифрам редко можно верить); обычны упоминания о людоедстве, об убийстве детьми родителей и родителями детей. Эпидемии, столь характерные для средневековой Европы, б. ч. были следствием голода.

Г. и мор — fames et mortalitas, fames et pestilentia — обычное словосочетание в хрониках. Голодовки часто сгоняли с места значительные массы населения. Целые деревни пустели, и голодающие толпами бродили по страйе, спасаясь от гоДодной смерти. Обычно они направлялись к большим монастырям или городам, где рассчитывали получить подаяние. Хроники рисуют целые таборы голодающих под стенами монастырей и городов. Иногда Г. имел следствием и планомерное переселение. 12 век, когда начинается колонизация Заэльбья, был невидимому особенно голодным временем для Зап.

Германии, откуда шла эта колонизация. Г. содействовали также успеху нек-рых крестовых походов. Г. 1095, охвативший территорию современной Бельгии, дал большое число участников первого крестового похода именно из этого района. Большой Г. (1145—47) имел место и перед вторым походом.

Церковь объясняла голодовки как божие наказание за грехи. «Бич божий», «меч божий»  — обычные в таких случаях выражения в летописях. Хроники говорят о всякого рода небесных знамениях, предвещавших Г.

Особенно зловещим признаком считались кометы. Астрологи объясняли Г. влиянием неблагоприятного положения нек-рых планет, особенно Сатурна. Народ часто приписывал Г. козням ведьм и колдунов как живых, так и умерших. Кроме мер церковной и народной магии, борьба с голодом велась пув. с. э. т. XVII.тем запрещения вывоза хлеба, но это лишь обостряло бедствие в наиболее пораженных местностях. Мало действительны были и практиковавшиеся государств, властью со времен Карла Великого попытки борьбы со спекуляцией путем назначения максимальных цен на хлеб. Особая правовая защита давалась переселенцам из голодных мест. Делались попытки чрезвычайного обложения в пользу голодающих. В числе других мер, принимавшихся государственной властью в борьбе с Г., встречаем также запрещение пивоварения. Но в общем власти редко делали что-нибудь для окрестного населения, если не считать разрешения просить милостыню в городе; лишь изредка встречаются хлебные раздачи, вызывавшиеся народными волнениями. Главная забота город, властей состояла в регулировании снабжения и цен в городе и в принятии полицейских мер в связи с растущей в такие времена преступностью. Существенней была помощь, оказывавшаяся деревенскому населению сеньёрами и особенно монастырями и епископскими кафедрами, у к-рых чаще всего имелись хлебные запасы.

Помощь своему крепостному крестьянству диктовалась хозяйственной заинтересованностью сеньёра. В то же время она служила средством закабаления свободного крестьянства, платившего за зерн. ссуды отработками. Во время голодовок нередки были случаи продажи себя в рабство. Но, поддерживая крестьян, сеньёры старались отделаться во время голода от многочислен, домашней прислуги и от наемных рабочих, к-рые порой принуждены были объединяться в разбойничьи банды. В 14 в. деревенскому населению приходилось устраивать союзы для борьбы с такими бандами. К концу средневековья в странах, где разрушается феодальная связь между крестьянином и сеньёром, падает и заинтересованность сеньёра в помощи крестьянину.

Е. Косминский.

Такой же характер имели голодовки в античных и восточных странах. Во всех докапиталистических странах для сокращения губительных последствий голода принимался ряд мер. На Востоке, где особые климатические условия придавали стихийным бедствиям гораздо большее значение, чем на Западе, деревенские общины, провинциальные правительства и центральная власть восточных деспотий создавали целую систему амбаров разных видов на случай стихийных бедствий. В Японии, Китае, Индонезии, Индии и друг, странах амбары («ценоуравнительные», «благотворительные» и т. д.) играли огромную роль, хотя амбарная система стала здесь вырождаться в рычаг спекуляции на повышение и понижение хлебн. цен и еще в гораздо большей степени в орудие ростовщической эксплоатации крестьянства. Англичане в Индии, голландцы в Индонезии разрушили эту амбарную систему, но ничем ее не заменили, и в этом именно и заключалась одна из причин массовых голодовок в 18 и 19 веках в этих странах. Развитие рынка разрушило амбарную систему и в Японии. Впоследствии, после «рисовых бунтов», империалистическая уже Япония была вынуждена создать в видоизмененной форме амбарную 15