Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 17. Гимназия - Горовицы (1930).pdf/237

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

систему в виде системы государствен, элеваторов, которые в случае хорошего урожая скупают и вывозят рис, а в случае плохого урожая ввозят рис, чтобы удержать на извести. уровне цены на него. Само собой разумеется, что гос. регулирование цен на рис проводится в интересах помещика и кулака.

Голландский империализм в Индонезии под давлением последовавших в 19 веке массовых голодовок, унесших с собой миллионы жертв, также был вынужден создать систему деревенских «рисовых банков», к-рые скупали по определенным низким ценам рис и в случае недорода предоставляли натуральные займы крестьянам, взимая 25—30% натурою. По мере расширения рыночных отношений и улучшения системы транспорта, система деревенских рисовых банков в Индонезии все более и более приходит в упадок. Вся амбарная система на Востоке, так же как накопление запасов у феодалов и монастырей на Западе, не могли побороть стихию естественных факторов, и перечисленные докапиталистич. страны переживали целый ряд массовых голодовок. В основном эти голодовки были вызваны природной стихией и неумением с ней бороться при низком уровне сельского хозяйства; общественные отношения лишь углубляли и обостряли стихийные бедствия.

Совершенно иначе стоит вопрос о голоде при внедрении капиталистического способа производства. «Крупная земельная собственность, — пишет Маркс, — сокращает земледельческое население до постоянно понижающегося минимума и противопоставляет ему все возрастающее, концентрирующееся в городах промышленное население;тем самым она порождает условия, вызывающие непоправимую брешь в процессе обществен, обмена веществ, диктуемого естественными законами жизни, вследствие чего сила почвы расточается, и торговля выводит процесс этого расточения далеко за пределы собственной страны» (Капитал, т. III, ч. 2). — Переход к капитализму знаменовал собой рост городов, расширение и углубление рыночных отношений между городом и деревней, расширение и углубление неэквивалентного обмена между городом и деревней, между промышленностью и с. х-вом. Высокий органический состав капитала в промышленности по сравнению с земледелием, недостаток капитала у крестьянского хозяйства, некапиталистическое во многих случаях отношение крестьянина к земельному собственнику, налоговая эксплоатация крестьянства, низкие цены на крестьянские продукты, воздействие торгово-ростовщического капитала на крестьянское хозяйство обусловливают неэквивалентность обмена между городом и деревней с точки зрения трудовой стоимости. В то же время обмен между городом и деревней является неэквивалентным и с точки зрения агрономической, ибо этот обмен на деле ведет к агрономии, (stoffliche) эксплоатации сельск. хозяйства, к обеднению земли питательными веществами (Каутский). И эта сторона неэквивалентного обмена особенно резко обрушивается на крестьянское хозяйство.

Одну из причин неизбежной гибели кре 452

стьянского хозяйства Маркс видит как-раз в обеднении и истощении обрабатываемой земли. — Огромное значение имеют с точки зрения развития капитализма также все учащающиеся эпидемии растений и животных в условиях развития торгового земледелия. «Старые породы растений и скота, созданные естественным подбором, заменяются „облагороженными" породами, которые созданы искусственным подбором. Растения и животные становятся более требовательными; эпидемии при современных путях сообщения распространяются с поразительной быстротой, а между тем хозяйничание остается индивидуальным, раздробленным, нередко мелким (крестьянское) и лишенным знания и средств» (Ленин). — Все эти причины объясняют, почему переход к капиталистическому способу производства, вообще, и первая стадия перехода к крупному машинному производству, в частности, сопровождались во многих европейских странах учащением недородов и ростом размеров голодовок. Это особенно рельефно наблюдалось в период промышл. революции в Англии, Германии, Франции, Австрии и других странах. И чем медленнее развивается капитализм, вообще, и чем более мучительно развивается капитализм в с. х-ве, в частности, тем острее кризис, тем чаще голодовки, тем катастрофичнее их размер. Из европейских стран лучшим этому примером служит Россия. См. ниже, Голод в России.

Подобные же явления только в гораздо ббльших размерах мы видим в восточных странах. В Китае после опиумной войны и тайпинского восстания, т. е. после насильственного вторжения иностран. капитала, не только учащаются, но и расширяются голодовки. Достаточно указать на то, что в 1927 Г. была охвачена территория с населением 9 млн. чел., в 1928  — с населением 57 млн. чел., в 1929—32 млн. чел. Кроме указанных общих причин, империалистическая, помещичья, торгово-ростовщическая и налоговая эксплоатация крестьянства, внешние и гражданские войны и развал государства здесь приводили к разрушению или упадку оросительных и осушительных систем, дамб и плотин, выстроенных для борьбы с наводнениями, к уменьшению количества скота и общему упадку производительных сил в сельском х-ве. В то же время развал амбарной системы при слабом развитии современных средств транспорта до крайности обострил последствия голодовок. В Японии до революции сверху в 1868, знаменовавшей собой необычайное ускорение темпа капиталистического развития, в течение 150 лет имели место 25 ^крупнейших массовых голодовок, унесших с собой миллионы людей и обусловивших то, что в течение полутораста лет народонаселение страны осталось стационарным (ок. 25 млн. человек). В Индии переход к капитализму сопровождался также истощением запасов и разрушением и упадком оросительных систем. Это привело к тому, что страна в течение второй половины 19 и в начале 20 веков пережила 19 крупнейших голодовок. По имеющимся, вероятно, преуменьшенным подсчетам, от голодовок погибло в 1769—1800 ок. 12 млн..