Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-2.pdf/1

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ. Все многочисленные виды Г. д. в капиталистических странах можно разделить на четыре основных группы. На первом месте стоят налоговые доходы, охватывающие собственно налоги и пошлины (см.). Налоговая система представляет собой в капиталистических странах важнейшую материальную основу государства. Вторую категорию Г. д. составляют неналоговые доходы (см.), распадающиеся на три отдельных вида: а) рентные доходы, связанные с правом собственности государства на некоторые объекты, как земли, леса, недра (см. Государственные земельные имущества); б) часть валовых доходов гос. предприятий, возмещающая издержки простого воспроизводства; в) прибыль гос. предприятий. Формой Г. д., переходной от неналоговых к налоговым доходам, являются сборы (см.) за пользование общественно  — полезными учреждениями и предприятиями (школьные сборы, больничные сборы, дорожные, портовые и т. д.). Особую категорию государственных доходов составляют доходы от эмиссии денег, металлических и бумажных, связанной с ростом потребности оборота в орудиях обращения (см. Эмиссия). Следует однако иметь в виду, что в большинстве капиталистических стран государство передает частично или полностью эмиссионную монополию частнокапиталистическим банковским предприятиям. В тех случаях, когда усиленная эмиссия приводит к инфляции (см.), доход от эмиссии приобретает характер особого рода налога.

Наконец четвертый вид Г. д. составляют доходы от госуд. займов (см. Государственный кредит).

В условиях диктатуры пролетариата изменяется как удельный вес отдельных видов Г. д., так и самый характер их. Первое место в новых условиях занимает валовой денежный доход гос. предприятий (гос. промышленности, гос. транспорта, гос. торговли, гос. с. — х. предприятий). Этот доход распадается по общему правилу на часть, закрепленную за соответствующими гос. предприятиями в форме фонда для покрытия их •Текущих расходов (фонда воспроизводства), и на часть, к-рая остается за покрытием этих расходов в распоряжении этих же предприятий (или их объединений) для капитального строительства или же поступающую в государ. бюджет в форме отчисления от прибылей или обложения (см. Государственное хозяйство).

Коренные изменения произошли также в сфере налоговых доходов. Налоги, представляющие основу государ. хозяйства капиталистических стран, в условиях переходного периода, когда неналоговые доходы получают невиданное расширение, постепенно снижаются в своем удельном весе. Одновременно с этим происходят глубочайшие изменения и в самом характере налогов. В капиталистическом государстве огромная доля налогов ложится на трудящиеся классы и представляет собою классовый налог в том смысле, что тяжесть его падает на классы, капиталистическому государству социально враждебные. Вместе с тем поступления от этих налогов затрачиваютсяна выполнение задач господствующ, класса, враждебных интересам налогоплательщиков.

Лишь незначительная часть налогов капиталистического государства лишена этих антагонистических свойств, именно та часть, которая ложится на класс капиталистов и представляет собою вычет из капиталистической прибыли. Затрачиваемая на выполнение задач капиталистического государства, т. е. самих капиталистических классов, эта часть налогов, в противоположность первой их части, носит характер самообложения господствующего класса, йринудительного собирания средств капиталистов для выполнения их общих классовых задач. — В условиях переходного периода все указанные соотношения изменяются. Налоги, к-рые падают на пролетариат, уже не служат основой для содержания аппарата господства над пролетариатом и превращаются в метод собирания средств рабочего класса, необходимых для выполнения его классовых задач. Другими словами, обложение пролетариата из антагонистически классового обложения превращается в самообложение, становится формой самоограничения господствующего класса, осуществляемого ради его классовых целей. Наоборот налоги, падающие на капиталистические классы в условиях переходного периода, становятся классовыми антагонистическими налогами, направляемыми пролетариатом против остатков буржуазии.

Что касается налогов, падающих на слои населения, социально близкие пролетариату, и прежде всего на бедняцкие и на середняцкие слои крестьянства, то в условиях переходного периода эти налоги по своему социальному характеру также приближаются в известной степени к самообложению. Хотя в условиях диктатуры пролетариата политическая власть и принадлежит только пролетариату, однако в противоположность классу капиталистов, к-рый в капиталистическом государстве представляет по отношению ко всем трудящимся массам социально враждебный класс, пролетариат является социально враждебным только по отношению к остаткам нетрудовых классов; по отношению же к трудящимся пролетариат, осуществляя диктатуру, выступает в качестве гегемона. Поэтому и налоги, взимаемые пролетарским государством с бедняцко-середняцких масс крестьянства, не могут рассматриваться как классово-антагонистические налоги, взимаемые социаль^но враждебным классом. Сходство их с самообложением пролетариата вытекает как из характера распределения тяжести этих налогов, так и из характера целей, для к-рых они взимаются. Пролетариат не только не пользуются податными привилегиями по сравнению с бедняцко-середняцкими группами крестьянства, но платит и абсолютно и относительно больше, чем эти группы.

Согласно специальному исследованию о распределении тяжести обложения в СССР, середняцкое население деревни уплачивало в 1926/27 по 10 р. 56 к. на душу, или 9, 3% своих доходов, в то время как рабочие отдавали государству в виде налогов по 45 р.

31 к., или 13, 8% своего дохода; иначе ска14*