Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-2.pdf/75

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

зициями, его музыкально  — критической деятельностью и воздействием его поэтических образов на фантазию др. музыкантов. Композиторское наследие Г. довольно значительно: симфония, квинтет, трио, четыре сонаты для фортепиано, несколько итал. канцонет и дуэтов, месса, реквием, ряд мелких произведений культовой музыки и сочинения для театра: оперы  — «Маски»,«Веселые музыканты», «Миланский каноник», «Любовь и ревность», «Напиток бессмертия», «Аврора», «Ундина», балет «Арлекин» и несколько музыкальных оформлений драматических произведений. При жизни Г. не удалось найти музыкального издателя: почти все его композиции остались в рукописях; часть из них пропала, большинство хранится в Берлинск. госуд. библиотеке, некоторые в библиотеке г. Вюрцбурга и Парижской консерватории.

«Ундина» (1813) — значительнейшее из его сочинений, — поставленная в Берлине в 1816, прошла с большим успехом 21 раз в течение одного сезона, вызвала в печати сочувственную оценку К. М. Вебера, но исчезла из репертуара после пожара театра в 1817; только в 1906 появился клавираусцуг оперы, сделанный известным композитором Гофмана Пфиннером. Эта опера, 4 сонаты, изд. в 1922, и несколько отрывков (из разных произведений), приложенных к книге Г. Мюллера «Das Kreislerbuch», — все, что пока доступно из музыкальных сочинений Гофмана. Все эти произведения свидетельствуют о крупном музыкальном таланте Г. Его оперное творчество — яркое промежуточное звено от Моцарта к Веберу; оно не осталось без влияния на последнего. Гораздо значительнее влияние Г. на самое понимание музыки романтиками; то представление об искусстве звуков, которое смутно бродило у раннего немецк. романтика Ваккенродера, с чрезвычайной яркостью было выражено Г., стремившимся выявить «романтическую сущность» музыки. «Царство музыканта, — говорит Г., — не от мира сего, т. к. у него, в противоположность живописцу, нет в природе прототипа для творчества. Но дух музыки проникает всю природу, а сама музыка — „санскрит" (праязык) всего существующего». Вместо сухого школьно-педагогического разбора музыкального сочинения, Г. первый ввел в музыкальную критику прием поэтизации впечатлений от музыки; он ставил себе целью проникнуть в намерения композитора и поэтическим истолкованием помочь восприятию музыки.

Как музыкальный критик Г. дал образцы превосходных разборов музыки Бетховена, за к-рую он боролся всеми средствами своего литературного таланта. — В своих новеллах и критических статьях Гофман создал ряд замечательных зарисовок (композиторы Глюк, Палестрина, Саккини и др ., «Дон Жуан» Моцарта и проч.) и образ некоего музыкального энтузиаста, капельмейстера Погана Крейслера, в котором нетрудно распознать черты самого Г. Целый ряд мыслей Г. о сущности музыки, о ее месте среди др. искусств, о синтезе искусств в опере (рассказ «Поэт и композитор») найдет отражение у Вебера, Шумана, Вагнера в их литературных работах (у нас — у В. Ф. Одоевского). В особенности Шуман может считаться, по вы 564

ражению одного из его биографов (Ф. Шпитта), «законным наследником Г.». Шуман считает высшей музыкальной критикой такую, к-рая оставляет после себя впечатление, похожее на впечатление от самой музыки; Шуман, наподобие «Серапионовых братьев», беседующих и спорящих о музыке с присущим каждому из них характером, темпераментом и воззрениями, также создает образы бурного Флорестана, чуткого Эвзебия и maestro Raro, объединяет их в Союз Давида и от их лица ведет в своих статьях борьбу с филистерством в музыке.

Самое музыкальное творчество многих композиторов находилось под влиянием и было оплодотворено поэтическими образами Гофмана, начиная с того же Шумана (его знаменитая «Kreisleriana») и до наших дней (Оффенбах  — «Сказки Гофмана», Чайковский  — «Щелкунчик», 3. Гаузеггер  — «Маленький Цахес», Бузони  — «Выбор невесты», Гиндемит  — «Кардильяк» и другие). Вагнер обязан Гофману не только основой своей концепции музыкальной драмы, но также и направлением некоторых своих сюжетных поисков и некоторыми своими характерными персонажами; так наприм. «Тангейзер» включает многое из «Состязания певцов» Гофмана, в «Мейстерзингерах» отразилось кое-что из «Мастера Мартына, бочара», Бекмессер создан не без влияния гофмановских педантов из «Золотого горшка» (регистратор Гербранд), «Выбора невесты» (канцелярский секретарь Тусман) и «Синьора Формики» (Капуцци), и сам Парсифаль — отдален, потомок Перегринуса Тиса из «Повелителя блох».

Литп.: Е. Т. A. Hoffmanns musikalische Schriften, hrsg. von H. vomEnde, KOln — Lpz., s. a.;Musikalische Dichtungen und AufsStze von E. T. A. Hoffmann, Stuttgart, 1922; «Das Kreislerbuch». Texte, Kompositionen und Bilder von E. T. A. Hoffmann, zusammengestellt von Hans v. Milller, Lpz., 1903; Schaeffer С.» Die Bedeutung des Musikalischen und Akustischen in E. T. A. Hoffmanns literarischem Schaffen, Marburg, 1909; GlOcknerE., Studien zur romantischen Psychologic der Musik, besonders mit Riicksicht auf die Schriften E. T. A. Hoffmanns, Miinchen, 1909; S ch auk al R., E. T. A. Hoffmann, B. u. Lpz., 1904; Wolzogen H., v., E. T. A. Hoffmann und R. Wagner. Harmonien und ParallQlcn, B., 1906; Kroll E., E. T. A. Hoffmanns musikalische Anschauungen, K6nigsb<rg, 1909; Браудо E. M., Э. T. А. Гофман, СПБ, 1922; Иванов Борецкий М., Забытый музыкант, «Русская муз. газета», 1908, № 37—41; его же, Э. Т. А. Гофман, «Муз. образование», 1926. м. Иванов-Борецкий.

ГОФМАН ФОН ФАЛЛ ЕРСЛЕБ ЕН (Hoffmann von h'allersleben), Август Генрих (1798—1874), нем. филолог, германист и поэт, сначала профессор в Бреславле (лишен кафедры в 1842 за «политическую неблагонадежность»), под конец жизни библиотекарь. Автор капитальных трудов по средневековой литературе («Fundgruben fur Geschichte deutscher Sprache und Literatur», 2 B-de, 1830—37; «Geschichte des deutschen Kirchenliedes», 1832, и др.). Кроме того Гофман издал массу памятников старонемецкой литературы и народных песен различных эпох и народов («Hollandische Volkslieder», 12 В-de, 1833—62; «Unsere volkstiim lichen Lieder», 4 Aufl., 1900; «Die deutschen Gesellschaftslieder der 16 und 17 Jahrhunderten», 2 Aufl., 1860; «Lieder der Landsknechte», 1868; Horae Belgicae, 18 tt., 1830—62, и мн. др.). Как поэт Г. примыкал к политическим лирикам 40  — хгг. Его стихи,