Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 23. Доде - Евразия (1931).pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ственного образования Д. имело значение не столько учение у Будена, сколько изучение и копирование антиков Лувра. В это время во Франции получает широкое распространение литография. Технические усовершенствования второй четверти 19в. открыли ей широкие возможности. Д. первый воспользовался ее преимуществами и создал из нее особое искусство. С основанием журналов «Caricature» (1830) и «Charivari» (1832) Д. вступает на путь политической карикатуры: обрушивается на «буржуазного монарха» Луи Филиппа, создает «Гаргантюа», успех к-рого повлек за собой шестимесячное тюремное заключение.

Получив свободу, Д. не оставляет своей деятельности. К периоду 1830—35 относится ряд блестящих карикатур Д., излюбленным героем которых служит сам Луи Филипп, то лицемерно оплакивающий жертвы своего правления, то дарующий свободу пленнику, когда он уже при последнем издыхании, то наконец этот король представлен как простой гипсовый слепок, который носильщик несет на лотке на глазах у изумленной толпы. Поистине трагического пафоса достигает Д. в знаменитой «Улице Транснонен» (1834), изображающей жертвы июльского режима. В 1835 издаются суровые законы против прессы. Д. вынужден прекратить политическую деятельность и вплоть до 1848 занят бытовой карикатурой. Буржуазная обывательская Франция, следовавшая девизу «Enrichissez-vous!» (Обогащайтесь!), попадает под огонь его критики в многочисленных сериях карикатур. Здесь и картины семейной жизни, и эмансипированные женщины, и парижская толпа, и театральная публика, сцены суда и железная дорога, художественные выставки  — словом целая панорама франц. жизни, к-рая по широте размаха может сравниться только с «Человеческой комедией» Бальзака. Наблюдательность Д. достигает несравненной остроты, его мнемотехника изумительна. Художникнатуралист, он неотступен в своем наблюдении за объектом: он видит его в семейном кругу, за работой, в обществе, идет вслед за ним вдоль улиц, настигает на пляже, чтобы показать во всем его безобразии. Свои наблюдения Д. синтезирует: так создается тип буржуа Робер Макер. Революция 18 l8 окрылила художника: охваченныл гражданским воодушевлением, он пишет свою «Республику» (1848) — героический образ могучей женщины, кормящей грудью младенцев. Но картина Д. осталась незамеченной.

Художник снова берется за карикатуру; мишенью его насмешек становится новый тип буржуа, выдвинувшийся ’ после 1848.

Это — незабываемый Ратапуаль, худой и вертлявый старик, пройдоха, с виду похожий на Наполеона III. Он предлагает руку Франц. республике, и благородная женщина при 168

нимает его предложение. Вместе с тем буржуазия теперь становится более почтенной, и Д. изображает напыщенных и самоуверенных биржевых королей («Благоразумный Монье» и др.). В это время Д. меняет технику. Раньше его литографии были выполнены, как рисунки — тщательной штриховкой параллельными линиями, незаметными переходами светотени и сильной лепкой предметов. Теперь линия приобретает свою собственную выразительность. Почерк художника придает непосредственность и страстность его образам. Линии извиваются, взлетают как ленты, круглятся, создают пространственную среду, в которой тают фигуры и лица. Д. уже давно тяготился тяжелым ремеслом иллюстратора, и его мечтой было заняться одной только живописью.

К 50-м гг. относится большинство его картин, в к-рых нашел себе выражение его дар колориста. Темы этих картин  — либо жанровые сцены, либо иллюстрации к Сервантесу, Мольеру и Лафойтену. Любимыми образами Д. были Дон Кихот и Санчо Панса, в к-рых он достигает подлинной трагичности. Значительную роль среди картин Д. играют сцены из жизни парижского пролетариата, к-рыми Д. заслужил не меньщую славу, чем Миде изображениями крестьян.

Но в противоположность Миле Домье был чужд сентиментальной идеализации. Он никогда не прикрашивает, не «облагораживает» невзрачной жизни социальных низов.

Он такой же беспощадный реалист в изображениях драки на галерке, как и заснувшего партера. И все-таки его образы прачек, этих измученных, усталых от тяжелой работы и все же могучих женщин, принадлежат к самым ярким изображениям труда.

Конец жизни Д. прошел в тяжелой борьбе

«Ведь'» это маленькая шутка!» Карикатура на Луи Филиппа в связи с кровавым подавлением Париж, восстания 1834.

за существование. Потеря места в «Шаривари» (1862) и цензурные затруднения познакомили престарелого художника с нуждой.

Потом ему было возвращено место, друзья купили ему маленький домик в Вальмондуа, и Французская республика удостоила Д. ордена Почетного легиона, но художник не принял этой милости. Его позднейшие произведения проникнуты трагическим напряжением. «Новый год 1871», «Развалины» и