Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-1.pdf/153

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Эпоха 1872—1904 отличается «мирным» характером развития Е. и капиталистического мира в цел ом „Это была эпоха, когда, по выражению Ленина, «Запад с буржуазными революциями покончил. Восток до них еще не дорос». Русская революция 1905 означала начало; новой эпохи Правда, объединенными усилиями буржуазии и помещиков, при активной поддержке зап. — европейского капитала, революция была подавлена и буржуазно-демократическая перестройка всего общественного строя не была доведена др конца. Но все же влияние революции, 1905 на весь Восток, как европейский, так и азиатский, было грюмадно.

За русской революцией 1905 последовали буржуазно-демократические движения в Персии, Турции, Китае и Балканские войны.

«Балканская война, — писал Ленин, — есть одно из звеньев в цепи мировых событий, знаменующих крах средневековьд в Азии и в Восточной Ё.» (Ленин, Балканская война и буржуазный шовинизм, Собр. срч., т. XVI, стр. 356). Зап. — европ. буржуазия не была безучастным свидетелем этих событий.

Так же как в русской революции 1905 она выступила на стороне реакционных, сил, поддерживая последние займами, оружием, войсками. «Суть того, что происходит теперь на Балканах, в Турции, Персии, — писал Ленин, — сводится к контрреволюционной коалиции европейских держав против растущего демократизма в Азии».

Еще в 1905j после поражения России в войне с Японией, Ленин писал, что «прогрессивная, передовая Азия нанесла непоправимый удар отсталой и реакционной Е.» (Ленин, Падение Порт-Артура, Собр. соч., 3 изд., т. VII, стр. 45). В своих дальнейших работах Ленин неоднократно подчеркивал, что «мировой капитализм и русское движейие 1905 года окончательно разбудили Азию» (Пробуждение Азии, Собр. соч., 3 изд., т. XVI, стр. 384). Капиталистическая Е. продолжала энергично бороться за сохранение «установившихся отношений и привилегии старого мира, его предпочтительное право, веками освященное исконное право на эксплоатацию азиатских народов».

Но по сравнению с серединой 19 в . (период подавления восстаний тайпинов и . сипаев) в экономике и социальном строе азиатских стран произошли настолько значительные сдвиги, что все попытки "реакционной Е. сдержать, бурно. нараставшее буржуазнодемократическое движенце на востоке не давали ей желательных результатов.

Еще большее значение для судеб европейского капитализма имели те изменения, к-рые произошли к началу 20 в. в самой Е.

«За Азией стала шевелиться, — только не по-азиатски, — и Е. „Мирный" период 1872—1904 отошел бесповоротно в вечность. Дороговизна и гнет трестов вызвали невиданное обострение экономической борьбы... Бешеные вооружения и политика империализма делают из современной Е. такой „социальный мир", к-рый больше всего похож на бочку с порохом», — писал Ленин в, начале, 1913.

Полтора года спустй этот порох взорвался. Разразилась война, положившая начало всеобщему кризису капитализма.

Война 1914—18 была мировой войной, т. к. в нее были втянуты прямо или косвенновсе части света. Но она была в то же время европейской: войной по преимуществу, не только потому, что военные действия происходили гл. обр. в Е. и между европейскими государствами, но и потому, что в цепи причин, приведших к этой войне, центральное место занимали противоречия между Европейскими государствами и прежде всего между Англией и Германией.

Выше . уже приводились данные, иллюстрирующие замедленное развитие английск. пром-сти в^конце 19 в. и, начале 20 в. й стремительный рост германской пром-сти. Еще в 1883 англ. металлургия была в 21/2 раза больше германской, а в 1913 германская была в. два раза больше английской. Таково же примерно было соотношение в машиностроительной, электротехнической, химической и многих других отраслях пром-сти.

Лишь в хлопчатобумажной и каменноугольной отраслях Англия в 1913 всё еще стояла впереди Германии, хотя й здесь темпы. развития . Германии были значительно больше.

Но сила Англии была не только в ее пром-сти. Вступив первой на путь промышленно-капиталистического развития, Англия сколотила громадную колониальную империю, кнутри к-рой ее товарк находились в привилегированном положений, а также \ накопила, колоссальные капиталы, приносившие ей миллиардные барышй и еще. более укреплявшие ее могущество. . — Соотношение сил Англии и Германий на мировых рынках перед империалистской войной видно йз след, данных: Вывоз вмлрд. мар ощ

Страйы-экспортеры

Германия Англия. . . . . . .

В АмериВ Евро  — ку (кропу I ме Канады)

4, 00

1, 55,, 1, 76

В дроч. страны

1, 06 5, 18

Эти данные ясно показывают, что германская лром-сть, опиравшаяся на более высокую Технику, била английских конкурентов всюду, где последние не имели политических и финансовых преимуществ. Это прежде всего относится к Вост. Ё., Передней Азии и ряду американских стран. Наоборот, английская пром-сть была наиболее сильна в колониях, а также в странах, находившихся в финансовой зависимости 6т Лондона. Т./к. финансовое могущество последнего не только не ослабевало, но, наоборот, продолжало расти (результат значительного притока прибылей из-за границы — см. данные выше), то противоречия между этими двумя державами все время углублялись.

Внешним проявлением этого противоречия было прежде всего их морское соперничество. В 1897 поставленный во главк германского военного флота адмирал фон Тирпиц внёс в рейхстаг свой первый морской законопроект. В 1898 Вильгельм II заявил: «Наше будущее лежит на воде». Это был прямой, вызов по адресу Англии  — «владычицы морей».

С этого времени англо-германское противоречие становится стержнем всех остальных имцериалистическйх противоречий, и начинается энергичная подготовка к военной «пробо сил». Конечно в подготовке войны 1914—18’