Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-2.pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ких капиталистов и сосредоточению их капиталов в руках крупных капиталистов, в огромной степени ускоряет процесс образования капиталистических монополий. Причем в этой связи совершенно безразлично, протекает ли этот процесс централизации «насильственным способом присоединения... или же слияние массы уже образовавшихся или находящихся в процессе образования капиталов протекает более гладким способом, посредством образования акционерных обществ, — экономическое действие... остается одно и то же» (там же, стр. 499).

Акционерные общества (см.) сыграли огромную роль в процессе развития капиталистических монополий и утверждения их господства, а современные монополистические организации капитала в большинстве случаев облекаются в их форму. Как бы мощно ни протекал процесс концентрации индивидуальных капиталов, он сам по себе не в состоянии был бы доставить таких огромных капиталов, которые, требуют современные предприятия. «Мир до сих пор оставался бы без железных дорог, если бы приходилось дожидаться, пока накопление не доведет некоторые единичные капиталы до таких размеров, что они могли бы справиться с постройкой железной дороги. Напротив, централизация, посредством акционерных обществ, достигла этого как бы по одному мановению руки» (там же). Акционерные общества предоставляют в распоряжение крупнейших капиталистов возможность распоряжаться не только своим капиталом, но и огромными капиталами, распыленными в капиталистическом обществе. Акционерные общества т. о. являются мощным рычагом экспроприации мелких капиталистов крупными, могучим аппаратом выколачивания громадных учредительных прибылей и деспотического господства ничтожной кучки капиталистических воротил над обществом.

Напр. к началу 1929 в Германии имелось 11.690 акционерных об-в с номинальным капиталом в 22.885 млн. мар. Из этого количества за 8.535 акционерными обществами числилось всего лишь 1.908 млн. мар., в то время как за 171 крупными акц. обществами числилось 11.704 млн. мар.; 72, 4% всех акц. обществ имеют всего лишь 8, 1% капитала, а ничтожная часть  — 1, 4% — акц. об-в обладает почти половиной  — 48, 5%. К началу 1930 в Германии было 11.344 акц. об-в с общ. акц. капиталом 23.728 млн. мар.; к 1/1 1933—9.621 с акц. капиталом 22.300 млн. мар. При этом акционерный капитал, приходившийся в среднем на одно общество, составлял в млн. мар. в конце 1925—1, 47; 1930—2, 21; 1931—2, 36. Между тем следует учесть, что эти статистические данные не отражают господства крупных акц. об-в над мелкими йри посредстве системы участия. По данным на конец 1930, в руках крупных концернов было сосредоточено 4/б всего акционерного капитала всех акц. об-в Германии, в то время как в 1926 у них было сосредоточено лишь 2/3.

Недаром даже такой откровенный защитник капиталистических монополий, как Роберт Лифман, вынужден признать, что в действительности каждая акционерная компания контролируется одним или объединенной группой нескольких лиц, к-рые «со сравнительно небольшим собственным капиталом и вследствие этого с незначительным риском овладевают целыми отраслями производства и заставляют их слуБ. С. Э. т. XXVII.жить своим интересам. Без преувеличения можно сказать, что, применяя все вспомогательные средства современной системы кредита и акционерного дела, эти финансовые дельцы при помощи банков, трестовских комбинаций, страховых обществ, контрольных обществ и т. п. имеют возможность держать под своим контролем капиталы в двести раз большие, чем те, которыми они владеют сами».

Могущественные организации монополистического капитала — картели, синдикаты, тресты и т. д. — охватили своими сетями всю экономику капиталистических стран, особенно укрепившись в решающих ее отраслях. Так, в Германии горная пром-сть объединена на 97, 3%, газовое и силовые предприятия на 81, 5%, бурый уголь на 94, 5%, электротехнические предприятия на 86, 9%. Германский стальной трест (Ферейнигте Шталъверке, см.) контролирует около 45% выплавки стали в стране, И. Г. Фарбениндустри — около 95% производств синтетических красителей и около 80% азота, АЭГ и Сименс контролируют ок. 80% германского электротехнического экспорта, четыре крупнейших калийных концерна охватывают 93% добычи калия в Германии. Монополистическими организациями охвачено производство цемента, кирпича, линолеума, сахарная и винокуренная промышленность.

В САСШ роль капиталистических монополий еще больше, уровень их развития, степень их организации еще выше. Еще до империалистской войны, согласно официальной статистике САСШ, 93 капиталиста, в различных формах между собою связанных, контролировали 75% длины всех ж. д. республики и свыше 87% всего грузооборота. Умерший за несколько лет до империалистской войны крупнейший капиталист Гарриман контролировал ж. — д. сеть, протяженность к-рой превышала ж. — д. сеть Германии. Трест «Стандарт Ойл», контролируемый Рокфеллером, монополизировал переработку и транспорт нефти и нефтяных продуктов. В 1911 трест формально был распущен. Фактически же он не прекращал своего существования. После империалистской войны он охватывал приблизительно 45% производственной мощности нефтеперегонных заводов САСШ, 68% нефтепроводов и ок. 50% сбыта нефти на американском рынке.

Стальной трест САСШ, контролируемый Морганом, в 1931 имел 136 з-дов со 101 доменной печью и актив в 2, 3 млрд, долларов. Алюминиевый трест Меллона охватывает около 100% производства алюминия в САСШ и Канаде. Никелевая монополия «Интернэшенел Никл К0 оф Кенада»  — ок. 100% канадской добычи никеля и ок. 90% его мировой добычи (1931).

Буржуазные экономисты склонны видеть причины развития капиталистических монополий в специфических чертах экономической политики соответствующих государств, в особенности в протекционистской политике, что однако находится в полном противоречии с действительностью. Так, в Англии, оставшейся до начала 20 в. страной классического фритредерства, концентрация производства привела к господству капиталистических монополий.

Напр. производство чугунного литья на 95% охвачено монополистическим объединением.

Рельсовый синдикат занимает господствующее положение в производстве рельс. Объединение «Портланд-цемент» в 1912 уже контролировало 75% производства цемента, после империалистской войны — ок. 70%. Обойный трест контро27