Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-2.pdf/61

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

существует различие. Общим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое И. Он обусловливается частью кооперацией современников, частью использованием работы предшественников. Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов» («Капитал», том III, ч. 1, стр. 68).

Многочисленные примеры одновременно возникших изобретений в разных, часто изолированных друг от друга местах являются ярким показателем социально-экономической обусловленности И. Множественность попыток, направленных для разрешения одной и той же технической проблемы, всегда означает настоятельную необходимость решения данного «социального заказа».

Новизна всегда имеет относительный характер. Если данное изобретение обладает всемирной новизной, то при капитализме владелец данного изобретения получает патент, а в СССР изобретатель получает авторское свидетельство. Если данное изобретение обладает новизной только в пределах СССР, то его обычно называют техническим усовершенствованием, освобождающим страну в этой области от импортной зависимости. Наконец, если изобретение имеет характер новизны только в пределах данного производственного предприятия, то его обычно называют «предложением».

«Критическая история технологии вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение 18 столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу» (Маркс, Капитал, т. I, гл. XXIII, стр. 281, 89 примеч.).

Вместе с тем, для того чтобы изобрести, требуется наличие определенных способностей, одаренности, талантливости. Но это совсем не значит, что изобретатель является лицом исключительным, «единственным». Разделение труда закрепило отдельные специальности и производственные навыки за отдельными группами и индивидуумами, создало своеобразную профессиональную односторонность. «Исключительная концентрация художественного таланта в отдельном индивиде и связанное с этим подавление его в массе является следствием разделения труда», — писали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии» (Маркс и Энгельс, Собр. соч., т. IV, стр. 380). Это материалистическое объяснение «концентрации таланта» в результате многовекового разделения труда противостоит всем теориям происхождения И-ва как идеалистического, *гак и механистического лагеря (Э. Мах, В. Оствальд, П. И. Вальден, П. Энгельмейер, Н. Ф. Чарновский, М. А. Блох и др.).

Точку зрения идеалистов, если не лучше, то во всяком случае короче всех, выразил в свое время проф. М". А. Блох: «Мы в нем (акте творчества) всегда будем усматривать нечто божественное, нечто индивидуальное, не поддающееся изучению» («Творчество в науке и технике», изд. 1920, стр. 8). Н. Ф. Чарновский, впоследствии оказавшийся вредителем, писал: «Если мы только представим себе, что этих людей — творцов науки и техники, посредников между божественным разумом и бесконечным морем человеческой слабости, нищеты и беспомощности — совсем бы не существовало, то в каких формах мы должны были бы представить себе существование этих миллионов „мозолистых рук“» («Век машин или столетие непрерывных успехов технического творчества», «Техно-экономический вестник», 1922, Ха 6). Эти paceyв. с. э. т. XXVII.ждения о «божественном» уводят в дебри поповщины. Механистическую тенденцию в трактовке И. обнаруживают нек-рые авторы, отрицающие специфику изобретательского труда, утверждающие, что термин «изобретательство» ни в какой мере не является марксистским. Механисты начисто отрицают специфические особенности изобретательства, закрывая' глаза на явления, не укладывающиеся в их плоские схемы и умозаключения.

Роль изобретательства в истории человечества огромна. История развития материального процесса производства есть вместе с тем история изобретательства. Если труд «создал человека», если труд является первым условием существования человека, кай показал Энгельс в своем незаконченном отрывке «Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны», то следует помнить, что «процесс труда начинается только при изготовлении орудий» («Диалектика природы», стр. 66). Изготовление новых орудий предполагает процесс изобретательства. Без И. человеческое общество не отличалось бы от стада обезьян. Маркс вслед за Франклином определяет человека как «животное, делающее орудия». Для создания новых средств труда почти всегда требуются новые И., организующие новые производительные силы.

«Критическая история технологии» (Марк с), к-рая должна в частности показать, как зарождался, развивался и видоизменялся этот специфический вид человеческого труда — изобретательство, — разработана до сих пор еще совершенно недостаточно. Здесь мы приводим только ряд иллюстраций развития. изобретательства. Относительно более разработанной является история И., начиная с зарождения капитализма (об И. в докапиталистических формациях см. Техника).

I. Изобретение

и

изобретательство капитализма.

в

условиях

Мануфактурный период. В 15 и 16 вв. при феодальном способе производства начинает развиваться капиталистическая мануфактура (см.). «Создается производительный механизм, органами которого являются люди» (Марк с).

Для технологического сравнения эпох наиболее характерным в этой форме организации производства является интенсивный процесс дифференциации инструментов.

Маркс приводит в «Капитале» пример о 500 видах одного и того же орудия — молотка (в Бирмингэме). Переходя от вопроса развития инструмента к развитию машины, следует отметить, что история мельницы и часов дает богатый материал для анализа развития И. машин. «Вся история развития машин может быть прослежена на истории развития мукомольных мельниц» (Марк с, Капитал, т. I, стр. 262). В средние века применение мельницы мы находим в самых разнообразных отраслях производства: мукомольном, маслобойном, деревообделочном, бумажном, металлообрабатывающем, текстильном и т. д. Голландцы называли ветряную мельницу «прислугой за все», подчеркивая этим ее способность выполнять самые разнообразные работы. Голландцы заимствовали ветряные мельницы из Германии, где это И. вызвало серьезную б рьбу между дворянством, попами и императором из-за юго, кому же из них троих «принадлежит ветер».

Горизонтальное водяное колесо — предшественник современной вддяной турбины — изобретено еще в 15 веке.

Леонардо да Винчи — этот величайший изобретатель «ранней мануфактуры»  — оставил чертежи проекта турбины, найденные впоследствии его преемником по должности инженера при франц. короле Жаном Бессоном. Последний усовершенствовал турбину, придав ее лопастям винтообразную форму. «Учение о трении и вместе с тем исследование математических форм системы колес, зубцов и т. д. — все это было проделано на мельнице. Равным образом здесь же впервые была создана теория изменения напряжения движущей силы, наилучшего способа применения этой силы и т. д. Почти все великие математики, начиная с середины 18 в., поскольку им приходилось касаться практической механики и теоретизировать по поводу ее, исходили из простой водяной мельницы» (Чарке К. и Энгельс Ф., Письма, 4 изд., М. — Л., 1932, стр. 128). Здесь Маркс т. о. показывает, как техника в результате применения И. к производств, процессу