Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 27. Зерновые - Империализм (1933)-2.pdf/62

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

влияла на развитие науки. Энгельс писал Штаркенбергу 25 января 1894: «Если, как вы утверждаете, техника в значительной степени (по большей части) зависит от состояния науки, то обратно — наука гораздо больше зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то это оказывает науке гораздо больше помощи, чем десять университетов. Вся гидростатика (Торичелли и т. д.) вызвана была к жизни потребностью регулировать горные потоки в Италии в 16 и 17 веках. Об электричестве мы стали знать кое-что разумное только с тех пор, когда открыта была технич-. применимость его» (там же, стр. 406—407).

Другой предварительной работой, подготовившей создание машинной пром-сти, явились механические часы.

Маркс определяет часы как «... первый самодвижущийся аппарат (Automat), приспособленный для практических целей. На часах развилась вся теория производства равномерного движения» (там же, стр. 127).

Леонардо да Винчи применил принцип движения маятника в сочетании с равномерной задержкой зубчатой передачи к изобретённым им машинам. Окончательно разрешил проблему маятниковых часов Христиан Гюйгенс.

С 1690 спиоальная пружина маятника входит во всеобщее употребление. Часовщики, к-рые называют себя «математиками»,^ свое ремесло «ученым — не цеховым», с этого времени поставляют значительное число изобретателей.

Вернее люди, проявляющие интерес ко всякого рода техническим усовершенствованиям, стремились заняться этим ремеслом, в к-ром тогда наука сочеталась с практической производственной деятельностью, хотя конечно нельзя отрицать влияния этого сложнейшего производства на развитие творческих способностей часовщиков.

Развитие автоматизма привело французского часовщика Вокансона, ставшего затем знаменитым механиком, к постройке замечательных автоматов — флейтиста, пастуха и утки. В качестве придворного механика при французском короле Вокансону приходилось приспособлять свои изобретения к целям увеселения своего господина, а не направлять их в сторону применения к производственному процессу. Автоматизация не находила тогда применения в производстве. Поэтому замечательные попытки Вокансона не оказали существенного влияния на развитие техники во Франции, но на англ. механиков влияние работ Вокансон* несомненно . сказалось.

Промышленный капитализм. С развитием капитализма стало бурно развиваться текстильное производство, долгое время являющееся ведущей отраслью ремесла. Самопрялка из Индии была перенесена в Англию в средние века. В 16 в. немецкий мастер Иоган Юрген соединил маховое колесо самопрялки с ножной педалью, приводящей ее в движение. В ткацком деле ленточные мельницы, где рука ткача только регулирует движение станка, былиизобрстены в Голландии в 16 в. Англичанин Джон Кей в 1733 изобрел самодвижущийся челнок и тем усилил несоответствие между производительностью самопрялки и ткацкого станка. Английское общество ремесл и искусств в 1762 опубликовало воззвание, в котором обещало «премию в 50 ф. ст. за наилучшее изобретение машины, которая прядет одновременно шесть нитей из льна, конопли или хлопка, пользуясь услугами лишь одного человека». Хотя и в бумагах, оставшихся от Леонардо да Винчи, имеются чертежи, где к одной раме прикреплены четыре веретена, но практическое применение нашло себе изобретение англичанина Джона Уайта — прядильная машина, возвестившая о грядущей промышленной революции.

Человеческие пальцы изобретателем заменены тремя парами цилиндрических валиков, вращающихся с разной быстротой. Патент (см.) на эти изобретения был взят в 1738 Льюисом Паулем, к-рый мошенническим образом ограбил талантливого изобретателя. В 1767 англичанин Томас Кайго усовершенствовал изобретение Уайта, пригласив в качестве своего сотрудника часовщика Дж. Кея (однофамильца изобретателя самолетного челнока), а тот в свою очередь пригласил цирульника Аркрайта, к-рого Маркс охарактеризовал как «величайшего вора чужих изобретений и самого низкого субъекта» («Капитал», т. I, стр. 325). Аркрайт не был причастен к изобретениям, но ему принадлежит виднейшая роль во внедрении прядильной машины в производство. Начиная с 1769, Аркрайт, обладая способностями организатора и предпринимателя, открывает ряд фабрик. Наступает новая эпоха в развитии производства. Аркрайт оборудовал прядильные машины последовательно: живым двигателем, водяной мельницей и наконец ньюкоменовской паровой машиной. На примере И. прядильной машины уже можно во всех деталях проследить все три этапа изобретательства: выбор темы, разрешение темы, внедрение изобретения в производство. Все эти три этапа пройдены в сравнительно короткий для того времени период в 30—40 лет. Молодой развивающийся капитализм направляет всю энергию в сторону повышения общественной производительности труда или вернее увеличения количества неоплаченного труда при помощи машин (см.). Харгривс в 1768 изобрел «дженни»  — машину для вторичного вытягивания и скручивания нитки. Внедрить свое изобретение в производство ему не удалось, и он, как и большинство изобретателей эпохи капитализма, умер бедняком. Самуил Кромптон, прядильщик, изобрел в 1775 прядильный станок, соединявший преимущества прядильной машины Ар 644

крайта и «дженнй» Харгривса, назвав свое изобретение мюлем. Англичанин Эдмунд Картрайт, чтобы выровнять вновь возникшее несоответствие между техникой прядения и ткачества, изобретает ткацкий станок. Самодействующий мюль Робертса (патенты 1825—30) — сельфактор — устранил значительную часть работы прядильщика, сведя роль рабочего к наблюдению за ходом машины и связыванию лопнувших нмток. Бесчеловечная эксплоатация рабочих владельцами фабрик, непомерное удлинение рабочего дня, нищенская оплата не могли не вызвать сопротивления. Прежде всего рабочие направили свой гнев против вновь изобретенных машин и самих изобретателей.

Преследованию подвергались Харгривс, Кромптон и ряд других. Капиталистическое применение машины нарождающийся пролетариат не умел еще отличить от самой машины, капиталисты же в свою очередь находят в машине главное орудие подавления возмущения рабочих. Маркс писал: «Можно было бы написать целую историю таких изобретений с 1830 г., которые были вызваны к жизни исключительно как боевые средства капйтала. против возмущений рабочих. Прежде всего мы напомним selfacting mule, потому что она открывает новую эпоху автоматической системы» («Капитал», т. I, стр. 335).

Интересно отметить, что еще в 1846, когда Маркс в письме к П. В. Анненкову (М аркси Энгельс, Собр. соч., т. V, стр. 287) впервые указывал на роль этого И., он говорил о 1825 годе, повидимому отправляясь не только от даты первого всемирного кризиса, но и ссылаясь на первый патент Робертса, выданный в 1825. Обесценение труда работников-специалистов, сокращение потребности в квалифицированной рабочей силе, возможность применения женского и детского труда — становятся основным импульсом внедрения изобретений в производство (см. Патентное и изобретательское право). Наряду с этим машина порождает антипода буржуазии — пролетариат. Энгельс писал: «История рабочего класса в Англии начинается во 2-й половине 18 столетия с изобретения паровой машины и машин для обработки хлопка» (МарксиЭнгельс, Положение рабочего класса в Англии, Собр. соч., т. III, стр. 301). Нужда в двигателях, более мощных, чем водяная мельнипа, вызвала к жизни изобретение паровой машины. Впервые к использованию пара научно подошел Леонардо да Винчи. Он создал два проекта: сверлильной машины и паровой пушки. Дени Папин, ученпк математика Христиана Гюйгенса, работая над конструкцией паровой машины, первый нашел простой способ создания безвоздушного пространства путем сгущения пар а в воду. В том же году Томас Севери взял патент на паровую машину для выкачивания воды из шахт.

Ознакомившись через Лейбница с чертежами машины Севери, Папин продолжал работать над собственной конструкцией. Английский кузнец Ньюкомен и пастух Джон Коулей, работая над моделью Папина, создали первую паровую машину промышленного типа. Такого рода машинами были оборудованы фабрики Аркрайта. Русский мастер Иван Ползунов и англичанин Джемс Уатт продолжали работу над паровой машиной, исходя из конструкции Ньюкомена. Иван Ползунов, шихтмейстер на Алтайских казенных горных заводах, в 1762 (за 7 лет до первого патента Уатта) изобрел «огневую машину», к-рая предназначалась для раздувания мехов плавильных печей. Это была машина прямого действия, причем Ползунов самостоятельно пришел к идее золотника, регулирующего пуск пара по' ту и другую сторону поршня.

И. Ползунова не оказало влияния на дальнейшее развитие техники. Джемс Уатт изобрел паровую машину (первый патент взят в 1769), к-рую Маркс охарактеризовал как «первый мотор, который, потребляя уголь и воду, сам производит двигательную силу и действия которого находятся всецело под контролем человека» («Капитал», том I, стр. 285). Переворот, произведенный внедрением паровой машины (см.) Уатта в производство, Маркс определял следующим образом: «После первой промышленной революции применение паровой машины, как машины, производящей движение, было второй» (из вновь опубликованных материалов, см. «Большевик», 19 82, № 2).

Все крупные фабрики устанавливают у себя паровые машины, что знаменует переход к созданию системы машин.

Маркс писал: «Система машин, покоится ли она на простой кооперации однородных рабочих машин, как в ткачестве, или на сочетании разнородных машин, как в прядении, сама по себе составляет большой автомат, раз ее приводит в движение один первый мотор, сам порождающий собственное движение» («Капитал», т. I, стр. 288). Первые попытки создания такой системы машин принадлежат Аркрайту, и именно в этом, а не в присвоении им незаконно патента на прядильную машину заключается ценность его работ. С этого момента исходной точкой дальнейшего разделения труда является уже не самый труд, а машина, к-рая предъявляет свои требования к дальнейшему расчленению производственного процесса. «При машинном производстве этот субъективный принцип разделения труда отпадает. Весь процесс разлагается здесь объективно, в зависимости от его собственного характера, на свои составные фазы, и проблема выполнения каждого частичного процесса и соединения различных частичных процессов разрешается посредством технического приложения механики, химии ит. д., причем, разумеется, теоре-