Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/366

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вительности же лозунг «твердой власти» был направлен лишь против революционных рабочих, а не против поднимавшего голову фашизма. Социал-демократия расстреливала безоружные первомайские рабочие демонстрации, запретила союз красных фронтовиков, существовавший даже при прежних буржуазных правительствах, зато обеспечила полную свободу организаций фашистским «Стальному шлему» и гитлеровским штурмовым отрядам. Социал-демократия втягивала Германию в антисоветский фронт.

В Англии рабочие массы ждали от правительства Макдональда всеобщего разоружения, улучшения отношений с СССР, демократических реформ в колониях, улучшения положения рабочего класса и т. д. В действительности же это «рабочее» правительство продолжало проводить политику консерваторов. Не только в Германии и Англии, но и в тех странах, где с. — д-тия не стояла у власти, она активно и непосредственно участвовала в мероприятиях реакционных буржуазных правительств против рабочего класса и коммунистических партий.

Венский конгресс (1931). В 1929 разразился мировой экономический кризис. Весной 1930 буржуазия выбросила с. — д-тию из правительства Германии. Осенью потерпело поражение лейбористское правительство в Англии.

Кризис разбил вдребезги теорию «организованного» капитализма. С таким балансом пришел Соц. Р. И. на Венский конгресс (август 1931). Задача конгресса заключалась в том, чтобы «левыми» маневрами заслонить банкротство всей экономил, и политической платформы, принятой Брюссельским конгрессом. Социал-демократические вожди выдвинули новую теорию: капитализм серьезно болен; рабочий класс заинтересован в том, чтобы его излечить; таким доктором должна явиться с. — д-тия. Центральным вопросом на Венском конгрессе был вопрос о «положении в Германии и Центральной Европе и борьбе рабочего класса за демократию».

Ни в одной стране массы не революционизировались так быстро, как в Германии (см. Коминтерн). Но одновременно реакция объединяла свои силы, рос фашизм и усиливалось скатывание социал-демократических вождей в лагерь реакции. Германская с. — д-тия проводила политику «терпимости» к правительству Брюнинга. В июне 1931, незадолго до Венского конгресса, с. — д. вожди отвергли предложение коммунистов выступить совместно против антирабочей политики Брюнинга и против фашистов и продолжали употреблять все свое влияние, чтобы не допустить совместной борьбы социал-демократических рабочих с коммунистами. На конгрессе докладчик по германскому вопросу Бауэр не скупился на патетические выражения о необходимости пустить в ход «все средства» для предотвращения фашизма.

Под давлением растущего недовольства масс политикой с. — д-тии даже Вандервельде в Вене грозил, что, если «мирные методы борьбы с фашистами» не дадут успеха, с. — д-тия прибегнет к «другим средствам». Несмотря на эти декларации, Венский конгресс одобрил политику германской с. — д-тии, расчищавшей путь фашизму. Брейтшейд и др. определенно высказывались за поддержку мероприятий правительства Брюнинга по «национальной самопомощи» и для «спасения Германии от катастрофы», т. е. от пролетарской революции, предлагали обратиться к международному капита 778

лу. Предложение делегатов английских «независимых» внести в резолюцию пункт о необходимости отказаться от политики коалиции и «терпимости» к правительству Брюнинга было отвергнуто. Конгресс поставил знак равенства между открытой фашистской диктатурой финансового капитала и диктатурой пролетариата. Конгресс целиком, включая и «левых», признал правильной теорию «меньшего зла» и доказал всеми своими решениями, что для вождей И. 2  — го центральным вопросом является не борьбапротив фашизма, а борьба против мирового большевизма.

Резолюция о «борьбе за разоружение и против военной опасности», вынесенная после процесса меньшевистского «союзного бюро», разоблаченного и осужденного Верховным Революционным судом СССР за вредительскую деятельность и подготовку военной интервенции против Советской власти в блоке с кулацкими и капиталистич. партиями вне страны, не могла уже прямо говорить о «красном империализме» и интервенции против СССР. Наиболее дальновидные вожди Соц. Р. И. убедились, после успеха в проведении сплошной коллективизации и на ее основе ликвидации кулачества как класса в СССР, в безнадежности ставки на насильственное свержение Сов. власти и. вынуждены были занять позицию «терпимости» по отношению к СССР, фактически не прекращая, конечно, борьбы против нее. Главную опору в борьбе против войны конгресс усматривал в Лиге Наций и отверг предложение англ «независимых» внести в эту резолюцию то место из резолюции Штуттгартского и Копенгагенского конгрессов, к-рое обязывает социалистов «всемерно использовать вызванный войной экономический и политический кризис, чгобы всколыхнуть наиболее глубокие общественные массы и ускорить падение власти капитала».

И после Венского конгресса Соц. Р. И. не встал на путь борьбы против подготовки войны. Когда в мае 1932 Анри Барбюс и Ромен Роллан обратились к социалистическим и коммунистическим партиям с предложением принять участие в антивоенном конгрессе в Гааге, Исполком Соц. Р. И. отверг это предложение и сделал все возможное, чтобы сорвать антивоенный конгресс, запретив социалистич. партиям принимать в нем участие.

По вопросу о «мировом хозяйственном кризисе и безработице» конгресс принял резолюцию, в к-рой говорилось о необходимости «установления общественно-демократического контроля над хозяйством» и о том, что «важнейшим средством в этом направлении конгресс считает социализацию основных отраслей промышленности». Резолюция дает «теоретическое» обоснование для демагогии об «установлении социализма» при капитализме. Социал-демократические лидеры объявили социализмом вмешательство государства в экономику страны в интересах монополистич. капитала, государственные субсидии монополиям и всю систему буржуазных правительственных мероприятий, к-рые, якобы, были направлены на огосударствление отдельных отраслей промышленности, но в действительности усиливали непосредственный контроль частных монополистов над государственным аппаратом. Даже первый чрезвычайный декрет Брюнинга германская с. — д-тия объявила «кусочком социализма».

Когда после Венского конгресса буржуазия стала применять все более беспощадные меры