Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-2.pdf/132

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ного грабежа царизма. Казахским массам приходится бороться не только против царизма, но и против предавшейся царизму части феодально-родовой верхушки. Так, Сырымбатыр, популярный вождь большого движения казахских масс, в 1783—97 добивается смещения Нур-Али-хана и убивает одного из его преемников  — Есим-хана; Исатай Тайманов и Мухамбет Утемисов поднимают восстание в 1836—38 против хана Джангира. Кенасыры Касимов поднимает восстание в 1836—47. Все эти восстания носят стихийный характер. Царское правительство во всех этих случаях поддерживает казахских ханов. Неравная борьба к середине 19 в. подходит к концу, когда царизм . кольцом казачьих войск охватил периферию К. и овладел Ср. Азией.

В 1869—70 царским правительством было введено «Положение об управлении Степным и Туркестанским краем», к-рым окончательно, юридически, было оформлено колониальное положение К. Система управления была построена по общей схеме полицейско-бюрократического управления Российской империи.

Вся полнота власти была предоставлена ген. губернаторам, губернаторам и уездной полицейской власти. Казахи получили «самоуправление» в еще более урезанном виде, чем земство во внутренних губерниях. Низшей административной единицей был адмаул (200 кибиток) и волость (2.000 кибиток). Населению было предоставлено право «выбора» аульного старшины, волостного старосты (управителя) и бия (народного судьи). Все они были поставлены под надзор русской администрации  — уездных начальников и приставов. Вводя такое «самоуправление», царизм опирался на казахскую феодально-родовую верхушку. Одновременно с этим царизм совершенно отделил управление пришлого русского населения от казахского, поставив первое в положение господствующей нации. Казахские массы подпали под двойной гнет: нац. — колониальный, основанный на силе штыка русского военно-феодального империализма, и гнет феодальный, усилившийся благодаря поддержке господства казахской феодальной верхушки всей административной системой царизма. Территория К. была разбита на самостоятельные административные единицы с центрами, далеко отстоявшими от казахских поселений (Ташкент, Омск, Оренбург, Уральск). Это деление, являвшееся выражением колониальной политики царизма, задерживало национальное оформление казахского народа. Введение «Положения» вызвало крупное движение в Зап. К. (1869—70), подавленное военной силой. Одновременно с мероприятиями по внедрению адм. — полицейской системы царское правительство создавало себе опору в лице пришлого населения. В этих целях проводилась земельная колонизация края, сыгравшая огромную отрицательную роль в жизни казахских трудящихся масс. Захват казахских земель начался еще с момента принятия русского подданства казахскими ханами и в течение ста с небольшим лет господства царизма нанес громадный ущерб казахскому хозяйству. Уже в 17 в. казахские земли по р. Уралу были захвачены русскими казаками. В 18 в. так наз. яицкие казаки были реорганизованы в Уральское казачье войско, в 1914 имевшее 6 млн. десятин земли. С конца 18 в. возникает Сибирское казачье войско, имевшее к тому же времени ок. 5 млн. десятинземли. В середине 19 в. было образовано Семиреченское казачье войско, имевшее в 1914 до 700 тыс. десятин земли. Всего за весь период господства царизма в целях военной колонизации было изъято 11.610 тыс. десятин казахской земли. Расположение казачьих станиц и поселков преследовало военно-стратегические цели (была создана целая система военных линий: Уральская, Горькая, Пресногорьковская, Ишимская, Иртышская и т. д.); поэтому привычный цикл кочевий казахов был нарушен, и этим наносился значительный ущерб казахскому скотоводству.

Крестьянская колонизация в первые периоды колонизации носила характер «вольной» колонизации. Однако, размеры ее были невелики, т. к. желающих переселяться в далекий край было мало. В 90  — х гг. 19 в. в связи с постройкой Сибирской магистрали и после голода в царской России в 1891 поток переселенцев резко увеличился. Были намечены переселенческие районы: Петропавловский, Акмолинский и Семипалатинский. Наплыв переселенцев вызвал острые конфликты между казахами и переселенцами. Царизм поощрял переселенческое движение и в широкой степени стал применять закон о земельных излишках К. Вся земля кочевников, по закону, считалась государственной, находящейся в пользовании у казахов.

Государство имело право в случае надобности изымать излишки земли у казахского населения. После революции 1905, в целях притупления аграрного вопроса во внутренних губерниях, царское правительство всячески поощряло переселенческое движение, организовывало массовое изъятие казахских земель. Были созданы специальные переселенческие землеустроительные партии. Наряду с этим поощрялось и самовольное переселение. Общий размер переселенческого землепользования к 1914 достиг 41 млн. десятин. За 1907—13 по Семиреченской обл. у казахов было изъято 2.400 тыс. десятин земли, по Сыр-дарьинской обл. самовольные захваты в 1906 достигли ПО тыс. десятин. По данным сенатора графа Палена, ревизовавшего Туркестанский край, в 1908 в Семиреченской и Сыр-дарьинской областях под переселенческие участки отбирались у казахов «обжитые киргизами площади, нередко массивами в 10 тыс. десятин, готовые пашни, ирригационные сооружения, сносились зимовки и даже мечети».

Царизм поощрял ограбление казахских масс со стороны переселенческого кулачества. По свидетельству того же Палена, переселенцы практиковали хищническую, переложную систему хозяйства, в широких размерах нанимая казахов в качестве батраков. Около 60—70% переселенческих надельных земель были настолько истощены, что забрасывались под пар, и переселенцы вели хозяйство на казахских землях, снимаемых в аренду за ничтожную плату. Наряду с этим кулачество и зажиточные переселенческие хозяйства сдавали свой скот (т. н. отгонные табуны) казахам на выпас за ничтожную плату, а нередко лишь за пользование продуктами животноводства (молоко, шерсть). По данным Палена, средний размер стада переселенческого хозяйства равнялся 13, 1 гол. при переводе на крупный, в то время как среднее, чисто скотоводческое казахское х-во имело всего 14, 0 голов при переводе на крупный. Переселенческая политика царизма оказала большое влияние и на земельные от-