Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/191

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

В наст, время религиозная музыка почти исчезла. Китайская интеллигенция, находящаяся под сильнейшим влиянием зап. музыки, до сих пор еще не создала национальных композиторских кадров и не освоила колоссальных богатств музыкального народного творчества. В последние годы в Китае отмечаются научный интерес к старой музыке (издание музыкальных произведений, организация кружков любителей музыки и т. д.) и попытки возродить музыку монгольско-минского периода. Революционное движение Китая, принявшее международный гимн пролетариата, используя материал народного творчества и муз. культуру Европы, создает новый период в истории китайской музыки.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Древнейшим памятником, отразившим взгляды древних китайцев на внешний мир, является одна из глав «Книги Анналов» (Шуцзин) — «Великий план» (Хун фань) (9 в. до хр. э.). «Великий план», данный, согласно преданию, небом легендарному царю Юй-ю после прекращения последним потопа, представляет собой краткий натурфилософский и этико-политич. трактат. Здесь, наряду с правилами управления государством, имеются зачатки научных представлений о пяти элементах (вода, огонь, дерево, металл, земля), описание их физических свойств, учение о пяти счислениях времени.

Другим важнейшим памятником и источником древне-китайской мудрости является «Книга перемен» (Ицзин), основной текст которой возник в 9—7 вв. до хр. э. Ее считают древнейшим произведением китайской философской литературы. Будучи в своей основе собранием изречений оракула и руководством для гаданий, она постепенно обрастала комментариями, истолковывающими ее содержание в философском аспекте. В «Книге перемен» встречаются элементы диалектики. Ее основные идеи: изменчивость всего существующего, единство изменчивости и неизменчивости. Ее знаки-символы уже в древности связывались с естественными явлениями природы, из которых были выделены небо и земля как первоисточники, во взаимодействии которых рождались все элементы и силы природы. Процесс изменчивости изображен как результат взаимодействия и взаимостолкновения двух полярных космических сил: силы Света  — «ян», положительной, символизирующей солнце, энергию, творческое начало, и силы Тьмы  — «инь», отрицательной, символизирующей луну, пассивность, воспринимающее начало. Неизвестные авторы «Сицычжуань» (5—3 века до христианской вры) — важнейшего трактата о «Книге перемен», «тредставляющего наиболее раннюю попытку •философского синтеза ее, развивали основную идею этой книги и подчеркивали реальность мира, его движение и изменчивость в результате столкновения космических сил Света и Тьмы, закономерность мира, эволюцию его вещей и явлений от простого к сложному, творческую активность человека как одного из элементов мирового единства.

«Книга перемен», обрастая комментариями, превратилась в обширную литературно-философскую антологию, оказавшую большое влияние на последующее развитие К. ф. Из древнейших мыслителей нужно указать на Юй Сюна, Гуань Чжуна (7 в.), Янь Ина (6—5 вв.) и Цзы Чаня (6 в.), интересовавшихся гл. обр. вопросами этики и управления государством.Эпоха интенсивного развития древней К. ф. относится к 6—5 — 4 вв. до хр. э. Китай был тогда раздроблен на множество феодальных уделов, лишь формально объединяемых царями из династии Чжоу (12—3 вв. до хр. э.). Развитие феодальных отношений протекало в условиях острой политической и военной борьбы между отдельными феодальными царствами, а также классовой борьбы господствующего класса в целом с крестьянством. За эти столетия в Китае возникло множество философских школ. Китайские источники разбивают эти школы и порожденную ими философско-научную литературу на 9 школ: конфуцианцев (жу-цзя), даосов (дао-цзя), натурфилософов (иньян-цзя), легистов (фа-цзя), эристиков-логиков (мин-цзя), Мо Ди и его последователей (мо-цзя), политиковсофистов (цзун-хэн-цзя), эклектиков (цзя-цзя) и авторов сельскохозяйственных трактатов (нун-цзя). Классификация эта носит крайне эклектический характер. Наиболее значительными, сделавшимися впоследствии главными течениями китайской философии, были даосизм и конфуцианство.

Даосизм. Основоположником даосизма считается Лао-цзы, полулегендарная личность, жившая в 6 в. до хр. э. Дошедшее до нас произведение под названием «Книги о Дао и Дэ» («Дао-дэ-цзин») представляет собой изложение его учения. Текст этого произведения, записанный согласно традиции со слов Лао-цзы, фактически скомпилирован в 4—3 вв. до хр. э.

Основная категория даосизма — Дао, означающая в прямом переводе «путь» и корнями уходящая в древние тотемические верования, приобретает в тексте «Дао-дэ-цзина» атрибуты абсолюта. Дао — единое, всеобщее, вечное, беспредельное, не называемое, незримое, неслышимое, естественно действующее. Дао — первосубстанция, источник и творческая первопричина всего сущего, начало неба и земли, единство, порождающее многообразие, основа бытия и познания. В нем потенциально содержится все — зерна всего существующего и происходящего, прообразы вещей и явлений. Дао есть небытие, содержащее в себе все возможности бытия.

Вещи и явления, будучи конкретными проявлениями абсолютного Дао, естественно устремляются к нему как к своему первоисточнику.

Познание абсолютного требует полного отвлечения от мира материальных, чувственно воспринимаемых вещей и пассивного подчинения бесконечному потоку творчесйи-рациональной деятельности Дао. Дао, объективирующееся в мире вещей, чувственно невоспринимаемо. Его достижение мыслилось даосами путем мистического, интуитивного созерцания.

В даосизме мы находим попытку формулирования понятия закономерности и всеобщего единства, попытку перехода от чувственного восприятия к абстрактному понятию. В даоской концепции вечного круговорота (бытие рождается из небытия и снова к нему возвращается) мы имеем зародыш идеи развития и примитивное выражение диалектического характера процесса развития. Конечной целью мирового развития является абсолютное тождество всего существующего в Дао. Таким образом в даосизме намечаются черты объективного абсолютного идеализма в сочетании с известными элементами диалектики. Но вследствие неразвитости диалектики понятия процесс познания абсолютного не получает никакого рационального, логического обоснования^