Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/299

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

На большевистскую программу развернутого социалистического строительства ленинградский пролетариат ответил огромным подъемом творческого энтузиазма, выдвижением десятков тысяч ударников и выделением массовых кадров для новостроек Союза.

Благодаря энергии и настойчивости С. М. Кирова ленинградская промышленность — один из головных отрядов социалистической индустрии СССР и ведущий центр советского машиностроения — первый пятилетний план в основном завершила в три года. С законной гордостью этот грандиозный исторический успех отметила 4-я Объединенная областная и городская ленинградская конференция ВКП (б) (10—13/II 1932). К 1932 в Л. был произведен переход предприятий в основном на 7-часовой рабочий день; всего было переведено 85% предприятий. Успехи социалистического строительства в Л. были отмечены в особом обращении ЦК ВКП(б) и Совнаркома От 3/XI 1931, посвященном реконструкции городского хозяйства Л. Ленинградские рабочие и работницы в годы развернутого социалистич. наступления выдвигали все новые и новые формы социалистич. организации труда: договоры соревнования («Красный выборжец»), встречный план (завод им. К. Маркса), сквозные ударные бригады (Балтийский завод), торгфинплан («Светлана») и др.

По прямым указаниям т. Сталина и под непосредственным руководством С. М. Кирова ленинградская парторганизация добилась крупнейших достижений в деле успешного освоения районов далекого Севера. С. М. Кирову принадлежит огромная заслуга в привлечении внимания к богатствам Севера, которые сейчас поставлены на службу социализму. В одном из своих выступлений [4-я областная и городская конференция ВКП(б) 29/I 1932], посвященных Северу, С. М. Киров говорил: «Еще Ломоносов в свое время звал на Север посмотреть, что там делается. Этот проницательный человек, который жил 200 лет тому назад, сокрушался: „По многим доказательствам заключаю, что и в северных земных недрах пространно и богато царствует натура, и искать оных сокровищ некому!“ — „А металлы и минералы, — добавлял Ломоносов, — сами на двор не придут. Они требуют глаз и рук в своих поисках“. Я думаю, что все наши просвещенные организации, начиная с Академии наук, и все практические работники должны последовать примеру Ломоносова и действительно глазами и руками прощупать все, что имеется в этом богатом и обширном крае» [Киров С., Ленинградские большевики между XVI и XVII Съездами ВКП(б), 1934, стр. 205]. В результате был создан крупный промышленный очаг за Полярным кругом — Хибинский горно-химич. комбинат.

Борясь за завершение социалистич. строительства, ленинградская парторганизация перестроила свои ряды сверху донизу. Советы, профессиональные и хозяйственные органы она воспитывала в направлении большой готовности к «возможно более широкому и живому охвату огромной волны инициативы, самодеятельности, энтузиазма и самопожертвования рабочего класса» (Киров С., там же, стр. 36). Большую борьбу ленинградская парторганизация под руководством С. М. Кирова провела по преодолению сопротивления обюрократившихся, оторвавшихся от масс и воспитанных врагом народа Томским кулацких подголосков, засевших в профсоюзах. Беспощадно вскрывая недостатки работы профсоюзов и изгоняя с руководящих постов правооппортунистич. элементы, ленинградская парторганизация всемерно укрепляла руководящий аппарат профсоюзов. В основу перестройки работы профсоюзов были положены сталинские принципы конкретности и оперативности руководства, возглавления и организации политич. активности масс, улучшения организации труда, проведения хозрасчета, выполнения большевистского плана работ второй пятилетки и т. п. Профсоюзы, осуществляя сталинский лозунг об овладении техникой, при выполнении этой задачи привлекли учебные заведения, научно-технические силы предприятий, исследовательские институты. Основные центры культпросветработы профсоюзов — клубы, дома культуры — стали базами технической учебы рабочих-ударников, руководящих работников промпредприятий и общественного актива фабрик и заводов.

Разгромленная в открытой борьбе против партии, численно ничтожная контрреволюционная троцкистско-зиновьевская группа в Л., по прямой указке Троцкого (действовавшего по заданиям Гестапо), стала на путь создания глубоко законспирированной контрреволюционной организации. Поддерживая связь с фашистскими шпионами и диверсантами и действуя по их заданиям, троцкисты и зиновьевцы превратились в законченную банду фашистских убийц, диверсантов, шпионов и поджигателей войны, наемных агентов фашизма Японии и Германии. Заправилами этой презренной фашистской немецко-японской банды были Зиновьев, Евдокимов, Бакаев и другие руководители бывшей антипартийной ленинградской оппозиции. Двурушничество и коварный обман служили основным методом конспирации и маскировки. Все деятели ленинградской оппозиции лицемерно клялись в верности партии и «признавали» и «осуждали» свои ошибки, а на деле вынашивали идею террористических убийств. По заданиям объединенного контрреволюционного троцкистско-зиновьевского центра в 1932 в Л. оформился ленинградский центр контрреволюционной троцкистско-зиновьевской банды. Этот центр подготовил и совершил убийство 1/XII 1934 секретаря Ленинградского комитета ВКП(б), секретаря ЦК ВКП(б) и члена Политбюро С. М. Кирова. По делу этого ленинградского центра Выездная сессия военной коллегии Верховного суда, заседавшая 28—29/ХII 1934, приговорила 14 участников этой контрреволюционной шпионской террористической банды троцкистов и зиновьевцев к расстрелу. — С беспощадной смелостью и глубиной, на основе большевистского метода самокритики, ленинградская организация вскрыла ослабление революционной бдительности в отношении смертельных врагов социализма и партии, обнаруженное в связи с обсуждением городской парторганизацией уроков событий, связанных с злодейским убийством т. Кирова.

Во втором пятилетии Л. неуклонно продолжал играть передовую роль в социалистической индустриализации страны. В связи с созданием новой техники, на основе социалистических методов труда (социалистическое соревнование, ударничество и стахановское движение) в промышленности Л. непрерывно растет производительность труда. Производительность труда с 1932 по 1936 поднялась на 80—85% при ограниченном росте числа рабочих (не более