Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 49. Робер - Ручная граната (1941)-2.pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рию Отрепьеву и особенно к Марине Мнишек, как представительнице панской Польши, и вообще к «панам». Несколько песен о событиях конца 16  — начала 17 вв. были записаны для англичанина Ричарда Джемса, еще в 1619—1620. — Позднее в исторических песнях нашли отражение антикрепостнические настроения крестьянства; таковы в особенности песни о Степане Разине, проникнутые глубоким лиризмом, искренней симпатией к Разину. Одновременно с песнями возникали также исторические предания о тех же событиях и лицах.

Близко к циклу песен о Разине примыкают т. н. «разбойничьи» песни. В этих песнях, характеризующихся особенной поэтичностью и задушевностью, проявляется явно сочувственное отношение к разбойникам — выходцам из крестьянской среды, бежавшим от нужды й крепостнического гнета (такова, напр., знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка»).

К концу рассматриваемого периода, несомненно, существовали уже лирические песни (см.) различного рода: семейные, любовные, игровые и плясовые и пр.

Устная поэзия с 18 в. до Великой Октябрьской социалистич. революции. В угнетенном,

лишенном возможности хозяйственного и культурного развития крестьянстве продолжали существовать и распространяться многочисленные фольклорные произведения. Частью они сохранялись только в качестве пережитков, потерявших свое прежнее значение (напр., календарные обрядовые песни в значительной части превратились в игровые или перешли в детский фольклор), большинство же жило интенсивной жизнью и откликалось на новые факты и новые запросы.

До уничтожения крепостного права основной чертой крестьянского фольклора являлся его антикрепостнический характер. Антикрепостнические мотивы звучат в исторических песнях и преданиях о Пугачеве, во многом аналогичных разинским; продолжали жить «разбойничьи» песни. Возникали также антикрепостнические песни бытового характера — например, о положении дворовых. Сюда же нужно отнести многочисленные антикрепостнические пословицы («нужда учит, а барщина мучит» и т. и.), а также пословицы, направленные против чиновников крепостнического государства (воевод, подьячих, судей и пр.), далее  — антикрепостнические сатирические сказки и анекдоты о помещиках и антикрепостнические легенды (такова, напр., легенда о двух великих грешниках, введенная Некрасовым в поэму «Кому на Руси жить хорошо»). Своеобразным продуктом крепостнического периода являются также пословицы, в к-рых нашло свое выражение отношение к подневольному труду, как к проклятию, и стремление работать поменьше и помедленнее. В рекрутских причитаниях и в песнях о солдатчине отразилась тяжесть жестокой военной службы в царской России.

Косвенно связаны с крепостничеством и семейно-бытовые песни, тексты к-рых вошли уже в рукописные и печатные песенники 18 в.

В этих песнях отражается тяжелая участь женщины, насильно выдаваемой замуж, подвергающейся побоям, угнетаемой мужем. Выражением крепостнических отношений и крепостнических взглядов на женщину, подкреплявшихся церковным авторитетом, являются, между прочим, многие пословицы и отчастианекдоты. После уничтожения крепостного права антикрепостнические пословицы, анекдоты и сказки, песни и легенды продолжали жить, сохраняя свое значение и направляя свое острие против многочисленных остатков крепостничества, против помещиков, царских чиновников, попов.

Однако крестьянство в своих песнях и сказках выражало не только настроения горя или ненависти к угнетателям. Народ сохранял свои прекрасные героические песни о богатырях и песни исторические; возникали новые исторические песни, отликавшиеся на новые события (песни и предания о Петре I, об Отечественной войне 1812 года и др.); создавалось немало веселых и шутливых рассказов и песен, песен плясовых и пр.; многочисленны и богаты также песни собственно лирические, напр., любовные, искренние, глубоко эмоциональные и весьма музыкальные. Из среды крестьянства вышло много замечательных мастеров устного творчества. Часто мастерство сказителей переходит из поколения в поколение. Широкой известностью с середины 19 века пользовались, напр., создательница и исполнительница похоронных и рекрутских причитаний И. А. Федосова, исполнители былин Т. Г. Рябинин (и его сын И. Т. Рябинин, а также и дальнейшие потомки его), М. Д. Кривополенова и А. М. Крюкова, сказочник Абрам Новопольцев и мн. др.

(выступление И. А. Федосовой на Нижегородской выставке изобразил А. М. Горький в первой части «Жизни Клима Самгина»).

Произведения народного творчества нередко оставляли далеко позади себя многие холодные и напыщенные произведения книжной поэзии.

Поэтому-то, между прочим, начиная со второй половины 18 в., их стали собирать, записывать и издавать. Лучшие рус. писатели широко пользовались фольклором — в разной мере и каждый по-своему. В числе таких авторов могут быть названы Сумароков, Державин, Радищев, Жуковский, Дельвиг, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Кольцов, Некрасов, А. К. Толстой, Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Горький, Маяковский и мн. др. Лучшие художники прошлого умели ценить силу и богатство народного творчества, умели широко черпать из него, обогащая свое собственное творчество и литературу в целом. В фольклор, в свою очередь, проникали литературные произведения (напр., песни Мерзлякова, Цыганова, Дельвига, Пушкина, Кольцова, Некрасова, Плещеева, Горького и др.; отдельные рассказы Гоголя, Л. Толстого и др.), и нек-рые из них приобретали весьма широкую популярность и начинали подвергаться изменениям и переработке. Влияние литературы проявлялось и в содержании и в изменении стиля народных произведений, в приближении его к литературному.

Широкое распространение со второй половины 19 в. получила живая и бойкая частушка (см.), в которой отразилось обострение классовой борьбы; четко проявляется в частушках и процесс «раскрестьянивания» крестьянства, противоречие интересов кулачества и бедноты.

Рядом с частушкой особенно видное место занял анекдот — опять-таки очень живая и гибкая форма, легко откликающаяся на новые факты жизни. — В частушках довольно ясно наблюдается процесс сближения фольклора с литературой; для них характерны более близкие к литературным стихотворные размеры, более четкая рифмовка, ббльшая бли-