Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 54. Телецкое озеро - Трихофития (1946).pdf/373

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

полю. Во время Франко-итало-австрийской войны 1859 и северо-американской гражданской войны 1861—65 впервые в истории был осуществлён т. н. железнодорожный манёвр, т. е. переброска по ж. д. крупных войсковых масс на значительные расстояния. В Австропрусской войне 1866 и Франко-прусской войне 1870—71 ж. д. использовались для проведения мобилизации и переброски крупных войсковых масс одновременно по нескольким магистралям. В дальнейшем при постройке ж. д. стратегии, соображения играют очень большую роль, появляется и специальный термин «стратегические железные дороги». В свою очередь, наличная железнодорожная сеть влияет на оперативно-стратегические планы, разрабатываемые генеральными штабами. Помимо железнодорожных линий, ведущих из внутренних областей государства к границам, большое оперативно-стратегическое значение получили так называемые рокадные линии, т. е. железнодорожные пути, которые прокладывались параллельно государственной границе или линии фронта.

Ко времени первой мировой войны 1914—1918, в к-рой приняли участие с обеих сторон миллионные армии, роль Т. в военном деле возросла ещё более, причём наряду с гужевым, железнодорожным и водным Т. получил очень большое распространение автомобильный Т. и впервые появился (тогда еще в зачаточном виде) воздушный Т. Размах ж. — д. перевозок в период стратегии, сосредоточения (в начале августа 1914) характеризуется след, цифрами: Франция перевезла по 10 двухколейным магистралям 1.200.000 чел. и 400.000 лошадей ша 4.619 воинских поездах; Германия перевезла 3.120.000 человек и 860.000 лошадей по 13 двухколейным магистралям, что потребовало до 11.000 воинских поездов. В период с 21/III по 11/XI 1918 армии Антанты на французском фронте требовали ежедневно в среднем 74 поезда для переброски резервов к местам сражений и 217 поездов для подвоза снабжения всех видов, а всего 291 поезд в сутки.

Широко осуществлялись перевозки войск с одного фронта на другой (напр., вызванные успехами рус. войск переброски герм. дивизий и корпусов с франц. фронта на русский) и с одного участка фронта на другой (напр., во время Марнского сражения и «бега к морю» в 1914, во время ликвидации прорывов, произведённых герм. войсками в линии фронта англо-франц. войск весной 1918, и во многих др. случаях). Важнейшее значение приобрело быстрое восстановление ж. — д. линий, разрушенных противником. Крупную роль играли узкоколейные железные дороги  — паровые и конные. Применение автомобильного Т. проделало за годы войны огромную эволюцию. Первым импровизированным опытом массовой переброски войск на автомобилях была перевозка 7—8/IX 1914 4.000 чел.

(одной бригады 7-й франц. пехотной дивизии) на мобилизованных для этого по приказу ген. Галлиени 1.200 парижских такси.

В 1916 во время Верденского сражения снабжение оборонявшихся франц. войск осуществлялось по одной шоссейной дороге автомобилями, число к-рых было доведено до 8.000; грузовики следовали один за другим через Б. с. э. т. LIV.каждые 14 сек. К 1-й половине 1918 число автомашин во франц. армии достигло 100.000, в герм. армии  — 60.000. Сравнительно небольшое количество автомобилей в рус. армии того времени (25.000 в 1917), так же как и недостаточное развитие ж. — д. сети затрудняло операции рус. войск.

Масштабы военного использования морского транспорта показывают следующие данные: только на англ. судах было перевезено с 9/VIII 1914 по 28/IX 1918 св. 22 млн. чел. и 18 млн. до  — грузов; за то же время через Ла-Манш было перевезено 15.500.000 чел.; в 1917—18 за 17 месяцев из США в Европу было перевезено 2.064.000 чел. и 5.626.300 догрузов, что потребовало 1.142 рейса пароходов различного тоннажа  — от небольших транспортов до океанских пассажирских пароходов. Предпосылкой успешного применения военно-транспортных средств являлось сосредоточение управления ими в руках военного командования, наличие специальных органов военно-транспортной службы (службы военных сообщений), особых войск (железнодорожных, автомобильных), ремонтных бригад ит. п. Важное значение приобрела служба регулирования движения на военных дорогах и защита дорог от нападений воздушного противника, на море — dh-щита караванов транспортных судов от нападений подводных лодок и других кораблей (система конвоев).

Война 19. 14—18 показала, что средства Т. выполняют на войне не только вспомогательные функции перевозочных средств, но и непосредственно боевые функции. Самолёт, бронеавтомобиль, танк являются боевыми средствами, так же как военные корабли на море.

Последующие войны подтвердили исключительную, всё возрастающую роль Т. на войне. Во время гражданской войны в СССР, несмотря на общую разруху Т. и острый недостаток топлива, по железным дорогам Советской Республики производились многочисленные массовые переброски войск, имевшие первостепенное стратегии, значение, напр., с Восточного фронта к Ленинграду в период наступления Юденича в 1919, с Южного фронта на польский в 1920 и т. п. Осенью 1919 Сталин, обосновывая свой план разгрома Деникина путём нанесения основного удара через Харьков, Донбасс на Ростов, указывал, в частности, на то, что в результате осуществления такого плана Красная армия получит важнейшую ж. — д. сеть (донецкую) и основную артерию, питающую армию Деникина, — линию Воронеж — Ростов.

Вторая мировая война составила новый этап в развитии военного Т.: 1) железнодорожный Т. должен был выдержать нагрузку, значительно превышавшую нагрузку его в прошлых войнах. 2) Во много раз увеличилась роль автомобильного Т. Большое стратегическое и оперативное значение приобрела сеть автомобильных дорог (автострад). Часть военного грузопотока перешла от железных дорог к автомобильному Т. Исключительна велика роль автотранспорта в прифронтовой полосе, особенно во время крупных маневренных операций, когда Т. должен поспевать обслуживать стремительно наступающие войсковые части. Значительно выросла скорость 23