Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-1.pdf/103

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

стве вообще», о формации вообще — вне конкретного рассмотрения особых классовых противоречий и особых законов каждого исторически-определенного общества (Ленинский сб., XI, стр. 356, 383).

Марксизм-ленинизм решительно отвергает абстрактно-схематические рассуждения буржуазной и мелкобуржуазной социологии; он выдвигает требование конкретно-исторического изучения специфических законов развития каждой определенной Ф. о. — э. Но марксистсколенинская теория борется и с 1вм отрицанием общих исторических законов и единства истории, с тем неправильным пониманием «особенностей» отдельных исторических периодов, к-рое проводит неокантианская философия. У неокантианцев, отрывающих историю общественной жизни от процесса овладения силами природы в материальном производстве,* каждая историческая эпоха рассматривается как нечто единичное, неповторимое, под углом зрения якобы выявляющихся в ней идеальных «ценностей» и «целей», представляющих собой на, деле нормы, характерные для буржуазного мировоззрения. «Особенность» древней Греции  — развитие и роль в ней искусства, «особенность» средневековья — преобладающая роль религии.

Каждая историческая форма общества оказывается оторванной от других. Совершенно отсутствует понимание единства и связи всей человеческой истории. Такой разрыв между общими особенными законами общественного развития характерен и для теоретиков меныпевиствующего идеализма и особенно для контрреволюционного троцкизма, с его отрывом от исторической действительности и перескакиванием через неизжитые. исторические этапы.

Марксистское понимание особых законов развития Ф. о. — э. исходит из их диалектического единства с общими законами движения истории.

Общие законы взаимозависимости производительных сил и производственных отношений, базиса и надстроек, общественного бытия и общественного сознания — общие вопросы перехода от одной формации к другой, через революцию, вызванную ростом производительных сил и противоречием последних с производственными отношениями, изложенные Марксом в предисловии к «К критике политической экономии», действительны для всех общественноэкономических формаций. Однако та конкретноисторическая форма, которую принимают эти связи и переходы от одной формации к другой, всегда определяется специфической природой данного социального организма, данной формации. Меньшевики извращали это важнейшее положение, изображая переход от капитализма к социализму в полной аналогии с переходом от феодализма к капиталистической формации  — сначала экономика и культура, «потом»  — государственная власть, «демократия». Правые оппортунисты во главе с Бухариным пытались изобразить абстрактный «закон трудовых затрат» как универсальную закономерность, господствующую во всех общественно-экономических формациях и в переходный период и отличающуюся только формой своего проявления. Троцкисты и зиновьевцы отрицали социалистический характер нашего общественного строя, ложно изображая его как госкапиталистический.

Развитие Ф. о. — э. и революционный переход от одной формации к другой. Единство общих

. законов исторического развития и особых зако 204

нов каждой отдельной ступени общества находит свое выражение в процессе развития и смены Ф. о. — э. Законы функционирования каждого особого социального организма обеспечивают постоянное расширение воспроизводства экономической структуры как формации, так и соответствующих ей надстроек; при этом все более растет преобладание данной системы производственных отношений над всеми прочими укладами, оставшимися от прошлого, и постепенное подчинение этих последних господствующему укладу. Так, рабство в античном мире, постепенно превращаясь в господствующий способ производства, вытесняло экономические отношения мелкого земледелия и ремесла, обусловливало весь политический и духовный строй рабовладельческого общества, в том числе и возможность высокого развития искусства, права и т. д. Средневековый феодализм, сменивший рабство, в расширенном масштабе воспроизводил крепостнические отношения, создал феодальное государство и те условия, в к-рых оказалось возможным преобладание религиозной идеологии. Капитализм, как отмечал Маркс, распространил представление о капиталистических отношениях даже на те области мелкого крестьянского производства, которые им еще целиком не захвачены.

Диалектика исторического развития однако такова, что те же законы функционирования, к-рые способствуют на известной ступени упрочению данной формации, одновременно являются законами ее изменения, разложения и гибели. Развитие рабовл ад ел ьч. собственности, поглощающей мелкое крестьянское производство, усиливает внутренние противоречия античного общества, обостряет основной антагонизм между рабовладельцами и рабами-и подготовляет разрушение античного общества на известной ступени революцией рабов. Усиление крепостной эксплоатации ускоряет созревание в недрах феодализма капиталистических производительных сил и капиталистических производственных отношений. Капитализм в своем развитии подготовляет своих могильщиков — пролетариев. Благодаря внутренним, имманентным, тенденциям развития экономической структуры каждого общества и различным конкретно-историческим условиям в этом развитии возникает целый ряд вариаций и градаций (ступеней). Так, на известной исторической ступени мелкое товарное производство с естественной необходимостью «химически выделяет» из себя капитализм и цревращается в капиталистическое производство; мануфактурный период капитализма уступает место промышленному капиталу, промышленный капитализм на известной ступени перерастает в монополистический капитализм империалистической эпохи.

В развитии каждой общественно-экономической формации таким образом выявляются различные периоды, стадии, этапы. Такой переход от одного этапа к другому отнюдь не влечет еще за собой качественного изменения основы, сущности производственных отношений и не означает еще перехода к новой формации. Империализм не только сохраняет, но и обостряет все основные противоречия капиталистического способа производства. Система производственных отношений капитализма остается неизменной при империализме несмотря на все особенности, вносимые в экономическую структуру этой высшей стадией капитализма.