Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 59. Францоз - Хокусаи (1935)-2.pdf/252

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

биоза (см.): комменсализме, мутуализме, паразитизме. При последнем часто наблюдается перемена «хозяев»: одни стадии своего развития <у животных — по б. ч. до полового созревания) паразит проходит в теле одного «X.» (т. н. промежуточный или временный «X.»), другие (у животных — половозрелые особи) — в теле другого «X.»(т. н. окончательный или постоянный «X.»).

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ (industrial democracy, Wirtschaftsdemokratie, la democratic industrielle), реформистская теория и связанная с ней предательская практика, базирующиеся на представлении, что мнимая демократизация политических учреждений современного империалистического государства неизбежно сопровождается одновременной демократизацией его экономической жизни. Реформисты создали эту законченно-оппортунистическую теорию, смысл которой сводился к тому, Цтобы, сохранив фабрики и заводы в руках капиталистов, допустить профсоюзных чиновников — лакеев буржуазии — к совместному с предпринимателями управлению хозяйственной жизнью. Теория X. д. означает отказ от революционных методов борьбы и пытается внушить пролетариату необходимость мирного сожительства классов в рамках капиталистического общества. Еще задолго до империалистической войны оппортунисты разных стран и разных оттенков проповедывали в зародышевой форме теорию X. д. Поссибилисты во главе с их вождем Бруссом (см.) в 80  — х гг. прошлого столетия развивали ту точку зрения, что необходимо «постепенное преобразование буржуазной промышленности в социалистические общественные службы, которые будут управляться самими рабочими». Примерно таков же был круг идей англ. фабианцев (см. Фабианское общество).

Крупнейшие теоретики Фабианского общества Сидней и Беатриса Вебб выпустили в 1898 книгу под характерным названием «Industrial democracy» (первый том этого труда переведен Лениным под названием «Теория и практика английского тред-юнионизма»); в ней авторы анализируют строение и функции англ. тредюнионов, рассматривая последние как прообраз «индустриальной демократии будущего». Переход от капитализма к этой «индустриальной демократии будущего» должен совершиться с максимальными удобствами, без потрясений и классовой борьбы. Отходя от марксизма, те же мысли развивал и Бернштейн (см.). Но наиболее приблизился к теории X. д. в современных ее формулировках Жорес, к-рый прямо писал о необходимости поставить в порядок дня X. д., т. к. задачи «политической демократизации современного общества уже выполнены.

Идея X. д., усердно развиваемая в довоенную эпоху оппортунистами всех стран, была подхвачена таким чисто буржуазным писателем, как Бурген, к-рый в своей книге «Современные социалистические системы и экономическое развитие» писал: «будущее общество будет гораздо демократичнее нашего, ибо демократия в области экономических отношений должна явиться неизбежным последствием демократии в области политических отношений» (стр. 395).

Для оценки истинного значения идеи X. д. показательно, что даже этот противник социализма выказал себя ее сторонником.

Однако только в послевоенную эпоху теория X. д. получила широкое распространение, особенно в среде фашизирующейся германской c. — д., где она признана официальной партийнойдоктриной. X. д. — очередное орудие обмана широких рабочих масс, употребляемое соц. — фашистами совместно с фашистами для удушения революции. Социал-демократы прикрывают фашизацию классового государства буржуазии теориями об «организованном капитализме» и тем самым расчищают почву для победы фашизма. Основой теории X. д. является учение об организованном капитализме, ставшее популярным в реформистской среде с началом эпохи относительной стабилизации. Гигантское развитие монополистического капитала, процессы трестирования и синдицирования, достигшие своего апогея, рост техники в послевоенную эпоху, чрезвычайное усиление государственно-капиталистических тенденций — все это дало повод соц. — дем. теоретикам говорить о наступлении якобы новой эры организованного капитализма. Гильфердинг так и пишет: «Это означает переход от капитализма свободной конкуренции к капитализму организованному...

Благодаря этому растут вместе с тем сознательный порядок и руководство в хозяйстве, они стремятся преодолеть на капиталистической основе анархию, имманентную капитализму свободной конкуренции» (Гильфердинг, Проблемы нашего времени, в кн.: Капитализм, социализм и социал-демократия, сб. ст., М. — Л., [1928], стр. 32 и 33). Ф. Нафтали (см.) в 1928 защищал ту точку зрения, что «конъюнктура поддается плановому воздействию». Для организованного капитализма, как его рйсуют различные соц. — фашистские теоретики, характерны следующие черты: постепенное затухание конкуренции, преодоление кризисов, ликвидация анархии производства и переход к плановому хозяйствованию.

Теория организованного капитализма опровергается всем ходом экономического и политического развития в послевоенную эпоху; представляя собой враждебное пролетариату антиреволюционное течение, она создает иллюзию возможности постепенного врастания организованного капитализма в социализм. Исчерпывающую критику теории организованного капитализма дал Ленин (см. Критику тео-рии ультраимпериализма, Соч., т. XIX, «Империализм, как высшая стадия капитализма»).

С точки зрения реформистских теоретиков организованный капитализм создает все необходимые предпосылки для X. д. По словам того же Гильфердинга, «капитализм на своей высшей ступени новой организации хозяйства ставит проблему хозяйственной демократии» («Капитализм, социализм и социал-демократия», стр. 35). Последняя означает в трактовке Гильфердинга переход к социализму, но конечно переход мирный или, правильнее сказать, врастание в социализм. Еще отчетливее выражена эта мысль в постановлениях Гамбургского конгресса профсоюзов 1928: «Социализм и хозяйственная демократия неразрывно связаны друг с другом... Демократизация хозяйства ведет к социализму».

Несколько иначе по форме, хотя также и по существу, ставил прежде вопрос Лейпарт (см.). На вопрос о том, может ли X. д. осуществляться при капитализме, он отвечал положительно. Для него X. д. предшествует социализму, между тем как постановления Гамбургского конгресса объявляют X. д. идентичной социализму. Но говорят ли о X. д. как о социализме, б врастании ее в социализм, или о ней как о переходном этапе, — во всех случаях