Страница:Верховья Большой Лабы и перевал Цагеркер (Динник 1905).pdf/13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ловой, было невозможно; да, кромѣ того, и это не защищало-бы насъ вполнѣ, такъ какъ чуть не микроскопическіе кровопійцы ухитрялись проникать всюду черезъ самое ничтожное отверстіе или щель.

30-го іюня въ 9 часовъ утра мы тронулись въ путь и тотчасъ должны были переѣхать по мосту на правую сторону Закана. Русло его завалено такими большими камнями и вода течетъ въ немъ такъ быстро, что переправляться черезъ него вбродъ было-бы небезопасно. Ширина Закана и здѣсь равняется аршинамъ 20—25, ширина-же Лабы вблизи устьевъ Закана доходитъ аршинъ до 60. За мостомъ черезъ Заканъ начинается очень крутой подъемъ, который тянется на протяженіи саженъ 150. Его надо было пройти пѣшкомъ. За подъемомъ потянулась ровная дорога, которая вскорѣ привела насъ на красивую большую поляну, окруженную со всѣхъ сторонъ стѣной высокоствольнаго лѣса. Когда-то эта поляна, извѣстная подъ именемъ Карапырской, была обитаема, доказательствомъ чему могутъ служить находящіяся на ней кучи камня и огромный курганъ изъ рѣчныхъ валуновъ. Безъ сомнѣнія, здѣсь жили до покоренія Кавказа черкесы. Этотъ курганъ пробовали раскапывать, но не нашли въ немъ ничего особеннаго. Разрытъ онъ, впрочемъ, очень мало. Вся Карапырская поляна покрыта высокой травой, перемѣшанной съ бурьяномъ. На ней построено нѣсколько балагановъ, въ которыхъ живутъ рабочіе, занимающіеся сплавомъ брусьевъ по Лабѣ.

За поляной дорога на протяженіи верстъ трехъ тянется по сплошному лѣсу. Онъ состоитъ главнымъ образомъ изъ елей, причемъ большая часть ихъ имѣетъ очень порядочные размѣры, а многія достигаютъ двухъ, даже трехъ обхватовъ въ толщину. Довольно часто попадается здѣсь букъ, который тянется къ свѣту за елками и растетъ очень прямыми и высокоствольными деревьями. Многія изъ нихъ на разстояніи 10—15 саженъ отъ земли совершенно лишены вѣтвей. Прочія лѣсныя породы, какъ, напр., ясень, вязъ или берестъ, кленъ, а также пихта встрѣчаются здѣсь сравнительно рѣдко.

Черезъ два часа послѣ нашего отъѣзда со стоянки мы добрались до р. Дамхурца — второго довольно большого притока Лабы съ лѣвой стороны. Это чудная, необыкновенно красивая рѣчка. Величиною она съ Заканъ, но течетъ значительно медленнѣе и имѣетъ такую чистую, прозрачную зелено-голубого цвѣта воду, какую рѣдко можно встрѣтить даже въ самыхъ красивыхъ

Тот же текст в современной орфографии

ловой, было невозможно; да, кроме того, и это не защищало бы нас вполне, так как чуть не микроскопические кровопийцы ухитрялись проникать всюду через самое ничтожное отверстие или щель.

30 июня в 9 часов утра мы тронулись в путь и тотчас должны были переехать по мосту на правую сторону Закана. Русло его завалено такими большими камнями и вода течет в нем так быстро, что переправляться через него вброд было бы небезопасно. Ширина Закана и здесь равняется аршинам 20—25, ширина же Лабы вблизи устьев Закана доходит аршин до 60. За мостом через Закан начинается очень крутой подъем, который тянется на протяжении сажен 150. Его надо было пройти пешком. За подъемом потянулась ровная дорога, которая вскоре привела нас на красивую большую поляну, окруженную со всех сторон стеной высокоствольного леса. Когда-то эта поляна, известная под именем Карапырской, была обитаема, доказательством чему могут служить находящиеся на ней кучи камня и огромный курган из речных валунов. Без сомнения, здесь жили до покорения Кавказа черкесы. Этот курган пробовали раскапывать, но не нашли в нем ничего особенного. Разрыт он, впрочем, очень мало. Вся Карапырская поляна покрыта высокой травой, перемешанной с бурьяном. На ней построено несколько балаганов, в которых живут рабочие, занимающиеся сплавом брусьев по Лабе.

За поляной дорога на протяжении верст трех тянется по сплошному лесу. Он состоит главным образом из елей, причем большая часть их имеет очень порядочные размеры, а многие достигают двух, даже трех обхватов в толщину. Довольно часто попадается здесь бук, который тянется к свету за елками и растет очень прямыми и высокоствольными деревьями. Многие из них на расстоянии 10—15 сажен от земли совершенно лишены ветвей. Прочие лесные породы, как, например, ясень, вяз или берест, клен, а также пихта встречаются здесь сравнительно редко.

Через два часа после нашего отъезда со стоянки мы добрались до р. Дамхурца — второго довольно большого притока Лабы с левой стороны. Это чудная, необыкновенно красивая речка. Величиною она с Закан, но течет значительно медленнее и имеет такую чистую, прозрачную зелено-голубого цвета воду, какую редко можно встретить даже в самых красивых