Страница:Красный библиотекарь (журнал), 1923, № 1.pdf/25

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Но, поступая так в работе с начинающими свое самообразование читателями, мы не должны забывать, что другим читателям или, быть-может, тем же читателям на дальнейших ступенях их образования, будут интересны и нужны возражения, сомнения, доводы за другие мнения. Раз человек понял, усвоил определенное мнение, ему не нужны книги, просто повторящие это мнение, но могут быть очень нужны книги несогласные, возражающие или просто развивающие иные мнения. Нужно, чтобы он, еще поработав над вопросом, с разных сторон его обдумав, критически проверив свое мнение, лучше им овладел, из догмата его превратил в послушное орудие мысли и работы... Таков, и только таков, путь настоящего серьезного, самообразования. Нельзя назвать серьезным материалистом того, кто не изучил и не продумал серьезно идеалистические точки зрения; нельзя назвать сознательным коммунистом того, кто читал только коммунистическую литературу.

Потому-то, если не в работе первой ступени, то на следующих ступенях, если не в малой элементарной библиотеке, то в библиотеке второй ступени подбор книг должен быть таков, чтобы по каждому важному вопросу были представлены разные мысли, разные точки зрения; нельзя удалять из библиотеки честную и неглупую книгу только потому, что в ней есть возражения против наших мыслей или вообще мысли, с которыми мы не согласны.

Многие товарищи (типа „агитаторов“) этого никак не могут понять, или, вернее, не могут почувствовать. Им так дорого и кажется таким ясным и законченным усвоенное ими по тому или иному вопросу мнение, что всякие другие мнения по этому вопросу их просто не интересуют. Они хотели бы, действуя, как агитаторы на митинге, и внушением, и влиянием на чувство, и упрощением мысли, как можно скорее передать всем это готовое мнение и его закрепить, хотя бы простым повторением. Но мы, культурные работники, предпочитаем другой путь, быть может, более долгий, но приводящий к более надежным и ценным результатам.

Конечно, люди бывают разные и это — третье, что нужно все время держать в голове при пересмотре библиотеки. Среди читателей многие не хотят и не могут углубляться в вопрос; этим не нужны разногласия и разномыслия. Но много и других людей, которые хотят и могут серьезно разобраться в вопросе, глубже его продумать и проработать и потому ищут — для устной ли беседы или для чтения — людей и книг не согласных, возражающих, заставляющих проверить обоснованность мнения.

И, вообще, в каждой библиотеке, хотя бы и в сельской, хороший библиотекарь собирает вокруг себя и выявляет очень разнообразных читателей, разнообразных по подготовке, по интересам, по предъявляемым к книге требованиям. Один просит волшебную сказку, другой— „евангелие“ Толстого, третий — про „графа Шереметьева“, четвертый — „самого Ленина“, пятый — „по половому вопросу“ и т. д. и т. д. Тут и легкомысленный бойкий паренек, который „все читал, да ничего не помнит“, тут и серьезный пожилой крестьянин, плохо грамотный, но настойчиво читающий чуть ли не пятую книгу по одному вопросу; тут и „безбожники“ (посещающие,