Страница:Гамбаров. Курс гражданского права (1911).pdf/663

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 650 —

— 650 — быть полученъ только изъ юридической ирнроды отчуждаемыхъ правъ, а не изъ понятій отчужденія или отреченія отъ правъ.

Объ отреченіи слѣдуетъ еще сказать, что, прн всемъ разнообразіи его предмета, которымъ служатъ различныя права, полномочія, привилегіи, возможности пріобрѣтенія и т. д., этимъ предметомъ могутъ быть только выгоды и преимущества, ио не обязанности и долги, и ие такія юридическія состоянія, съ которыми связаны одновременно права и обязанности. Поэтому же, стрекаясь отъ правъ, нельзя отречься и отъ регулирующихъ ихъ нормъ, и если иногда говорятъ объ отреченіи, напр., отъ S. С. Vellejanum или другихъ законодательныхъ нормъ, то понимать это надо въ смыслѣ отреченія только отъ субъективныхъ правъ, основанныхъ па тѣхъ или другихъ нормахъ. Точно такъ же нельзя отречься и отъ такихъ правовыхъ состояній, какъ, напр., родство, но можно отречься отъ вытекающихъ изъ него правъ, ианр., наслѣдованія. Равнымъ образомъ нельзя отречься отъ правъ личности и ихъ послѣдствій, защиты противъ обмана (exceptio doli generalis), права на алименты, или содержаніе, имѣющее возникнуть въ будущемъ, и т. д. Отреченіе отъ большинства нравъ но обязательствамъ возможно только въ формѣ договора, такъ какъ для дѣйствительности такого отреченія необходимо согласіе должника. Но при вещныхъ нравахъ, какъ, ианр., собственности, сервитутахъ и т. д., достаточно въ большинствѣ случаевъ и односторонняго отказа—безъ того, чтобы на него требовалось чье-либо согласіе; сюда принадлежитъ римская дере.іикція движимыхъ и недвижимыхъ вещей, отреченіе отъ сервитутовъ и т. д. Въ современномъ правѣ—напр., въ новомъ нѣмецкомъ уложеніи— дѣло обстоитъ такъ же по отношенію къ движимостямъ, но для дѣйствительности отказа отъ нравъ на недвижимость требуется соотвѣтственное заявленіе въ ииотечномъ учрежденіи и отмѣтка въ ипотечныхъ книгахъ. Для отказа же отъ нрава пользованія какъ въ недвижимости, такъ и въ движимости признается достаточнымъ, хотя и односторонній, но все-таки такой односторонній отказъ, о которомъ собственникъ этихъ имуществъ имѣетъ возможность освѣдомиться. Внѣ случаевъ, въ которыхъ законъ требуетъ для дѣйствительности отреченія его выраженія въ заранѣе опредѣленныхъ формахъ, отреченіе можетъ быть выведено, при соображеніи всѣхъ обстоятельствъ дѣла, и изъ такъ наз. конклюдентныхъ дѣйствій, напр., продолжительнаго воздержанія отъ отправленія права, упущенія возраженій противъ этого отправленія и т. д.

Утверждаютъ еще, что въ случаяхъ сомнѣнія толкованіе отреченія должпо быть ограничительное и идти противъ него. Но это утвержденіе приходится признать или невѣрнымъ, или не заключающимъ въ себѣ ничего такого, что составляло бы особенность отреченія. Отреченіе, какъ и всѣ акты воли, должно толковаться во всемъ своемъ объемѣ и ио совокупности обстоятельствъ дѣла. Поэтому оно не исключаетъ и распространительнаго толкованія. Но въ него, какъ и въ другія волеизъявленія.