Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/408

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

рижской биржѣ и затѣмъ поплатился за свое преступленіе десятилѣтнимъ тюремнымъ заключеніемъ. Казначей федеральнаго правительства въ Швейцаріи, равнымъ образомъ, провинился похищеніемъ ввѣренныхъ ему денегъ, за что былъ приговоренъ къ тремъ годамъ тюремнаго заключенія. Бывшій членъ федеральнаго совѣта и президентъ швейцарскаго союза, Фарнерахъ,[1] желая обезпечить свое будущее и считая надежду на новое избраніе въ должность дѣломъ слишкомъ шаткимъ, чтобы на нее можно было положиться въ этомъ отношеніи, промѣнялъ свой высокій постъ на предсѣдательское кресло швейцарскаго Credit Mobilier въ Женевѣ (учрежденіе это имѣло свою главную контору въ Парижѣ). Обманутый учредителями насчетъ прочности этого предпріятія, — такъ какъ людямъ этимъ было только нужно громкое имя для осуществленія ихъ мертворожденнаго проэкта, — онъ согласился прикрывать своимъ именемъ самыя противозаконныя продѣлки, на которыя и ушелъ, подъ видомъ расходовъ на управленіе, небольшой капиталъ, данный подпискою. Наконецъ, суды вмѣшались въ это дѣло и міру представилось невиданное зрѣлище: бывшій глава правительства свободнаго народа былъ осужденъ на три года тюремнаго заключенія! Но и большія монархіи не оставались изъяты отъ скандаловъ, порождаемыхъ страстью къ быстрому обогащенію посредствомъ безнравственныхъ, или противозаконныхъ средствъ; въ подтвержденіе этого достаточно указать на плутни и кражи, происходившія на прусскихъ и австрійскихъ желѣзныхъ дорогахъ, на скандальныя исторіи Вагнера и Оффенгейма.

3) Легковѣріе публики никогда еще не доходило до такихъ размѣровъ. Это явствуетъ не только изъ учрежденія множества акціонерныхъ предпріятій съ цѣлями, бросавшимися въ глаза своей коммерческою несостоятельностью, что́ не мѣшало такимъ предпріятіямъ безъ труда находить подписчиковъ, — это явствуетъ еще болѣе изъ двухъ процесовъ, разбиравшихся — одинъ въ Мюнхенѣ, а другой въ Вѣнѣ. Первый изъ этихъ процесовъ — датскихъ банковъ, — является прологомъ къ кризису, а второй — процесъ Плахта, — служитъ ему эпилогомъ. Въ Мюнхенѣ, одной авантюристкѣ, бывшей актрисѣ Шпицедеръ, удалось, подъ маскою благочестія и при содѣйствіи патеровъ и ханжей, собрать невѣроятно большой капиталъ съ сельскихъ округовъ. Привлекала она этотъ капиталъ обѣщаніемъ чрезвычайно высокихъ процентовъ, — до 20%; такимъ образомъ, ея ссудному банку было ввѣрено до трехъ милліоновъ одураченными крестьянами, которые толпами валила въ это учрежденіе. Бо́льшую часть полученныхъ вкладовъ Шпицедеръ прокутила вмѣстѣ съ своими сообщниками. Къ концу 1872 г. какъ она, такъ и наиболѣе виновные изъ ея сообщниковъ были привлечены къ суду и въ настоящее время расплачиваются за свои мошенничества многолѣтнимъ тюремнымъ заключеніемъ.

Плахтъ, отставной офицеръ, тоже съумѣлъ выманить обѣщаніемъ „наивысшей фруктификаціи“ сбереженія 1600 бѣдняковъ, въ числѣ которыхъ было

  1. В издании 1890 года — «Fornerod» (Форнерод). — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

рижской бирже и затем поплатился за свое преступление десятилетним тюремным заключением. Казначей федерального правительства в Швейцарии равным образом провинился похищением вверенных ему денег, за что был приговорен к трем годам тюремного заключения. Бывший член федерального совета и президент швейцарского союза, Фарнерах[1], желая обеспечить свое будущее и считая надежду на новое избрание в должность делом слишком шатким, чтобы на нее можно было положиться в этом отношении, променял свой высокий пост на председательское кресло швейцарского «Credit Mobilier» в Женеве (учреждение это имело свою главную контору в Париже). Обманутый учредителями насчет прочности этого предприятия, — так как людям этим было только нужно громкое имя для осуществления их мертворожденного проекта, — он согласился прикрывать своим именем самые противозаконные проделки, на которые и ушел, под видом расходов на управление, небольшой капитал, данный подпискою. Наконец суды вмешались в это дело и миру представилось невиданное зрелище: бывший глава правительства свободного народа был осужден на три года тюремного заключения! Но и большие монархии не оставались изъяты от скандалов, порождаемых страстью к быстрому обогащению посредством безнравственных или противозаконных средств; в подтверждение этого достаточно указать на плутни и кражи, происходившие на прусских и австрийских железных дорогах, на скандальные истории Вагнера и Офенгейма.

3) Легковерие публики никогда еще не доходило до таких размеров. Это явствует не только из учреждения множества акционерных предприятий с целями, бросавшимися в глаза своей коммерческою несостоятельностью, что не мешало таким предприятиям без труда находить подписчиков, — это явствует еще более из двух процессов, разбиравшихся один в Мюнхене, а другой — в Вене. Первый из этих процессов — датских банков — является прологом к кризису, а второй — процесс Плахта — служит ему эпилогом. В Мюнхене одной авантюристке, бывшей актрисе Шпицедер, удалось под маскою благочестия и при содействии патеров и ханжей собрать невероятно большой капитал с сельских округов. Привлекала она этот капитал обещанием чрезвычайно высоких процентов — до 20%; таким образом, ее ссудному банку было вверено до трех миллионов одураченными крестьянами, которые толпами валили в это учреждение. Бо́льшую часть полученных вкладов Шпицедер прокутила вместе с своими сообщниками. К концу 1872 г. как она, так и наиболее виновные из ее сообщников были привлечены к суду и в настоящее время расплачиваются за свои мошенничества многолетним тюремным заключением.

Плахт, отставной офицер, тоже сумел выманить обещанием «наивысшей фруктификации» сбережения 1 600 бедняков, в числе которых было

  1. В издании 1890 года — «Fornerod» (Форнерод). — Примѣчаніе редактора Викитеки.