Страница:История торговых кризисов в Европе и Америке (Вирт) 1877.pdf/423

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ствовать организаціи этого дѣла. Уже 24 іюня онъ разослалъ проэктъ оргаганизаціи комитетовъ вспомоществованія всѣмъ лицамъ, стоявшимъ во главѣ административныхъ мѣстныхъ учрежденій, за исключеніемъ Нижней Австріи, Тироля, Далмаціи и Фаральберга [1]. Къ проэкту былъ приложенъ слѣдующій циркуляръ:

„Вашему… безъ сомнѣнія извѣстно, что чрезмѣрныя спекуляціи биржи повлекли за собою уже нѣсколько недѣль тому назадъ неизбѣжную въ этихъ случаяхъ реакцію, дѣйствіе которой главнымъ образомъ сказалось повсемѣстнымъ потрясеніемъ денежнаго рынка. Хотя этотъ экономическій процесъ и отзывается ощутительнымъ образомъ на различныхъ общественныхъ слояхъ, тѣмъ не менѣе, императорско-королевское правительство сочло своимъ долгомъ не принимать противъ него съ своей стороны никакихъ активныхъ мѣръ, такъ какъ прежнимъ опытомъ доказано, что искусственныя средства не останавливаютъ экономическихъ кризисовъ, а, напротивъ, затягиваютъ ихъ и ухудшаютъ.

„Тѣмъ не менѣе, чтобы не дать по возможности производительной дѣятельности пострадать изъ-за затруднительнаго положенія кредита и чтобы воспрепятствовать кризису распространиться на торговлю и промышленность, національный банкъ былъ уполномоченъ императорско-королевскимъ указомъ 13 мая производить на основаніяхъ, указанныхъ его уставомъ, учетъ векселей и выдачу ссудъ подъ залогъ бумагъ, не стѣсняясь, при выпускѣ билетовъ, предназначенныхъ для этой цѣли, размѣрами, опредѣленными въ уставѣ. Этою чрезвычайною мѣрою, долженствовавшею, само собою разумѣется, оставаться въ силѣ лишь пока въ ней будетъ настоять крайняя необходимость, правительство имѣло исключительно въ виду предотвратить наиболѣе гибельныя послѣдствія, которыя могло навлечь за собою поколебавшееся довѣріе въ коммерческихъ сферахъ, сдѣлавшихся неспособными къ немедленной уплатѣ по своимъ обязательствамъ. По счастью, торговля и промышленность остались до сихъ поръ въ сторонѣ отъ непосредственнаго вліянія кризиса, и, если только насъ не обманываютъ всѣ имѣющіеся на лицо признаки, нѣтъ никакого основанія опасаться и на будущее время серьезныхъ послѣдствій, подъ тѣмъ условіемъ, однако, чтобы финансовые, коммерческіе и промышленные кружки, наиболѣе близко заинтересованные въ дѣлѣ, сами проявили надлежащую заботливость и энергію.

„Существуетъ одно только средство противодѣйствовать недовѣрію, которое, будучи вызвано отчасти дѣйствительнымъ паденіемъ цѣнностей, поддерживается между тѣмъ съ различныхъ сторонъ искусственными мѣрами и грозитъ, если ему въ ближайшемъ будущемъ не будетъ положенъ конецъ, пошатнуть кредитъ, необходимый для торговли и промышленности. Средство это—соединеніе всѣхъ здоровыхъ элементовъп ромышленнаго міра, съ цѣлью взаимной поддержки и возстановленія необходимаго кредита, для котораго, какъ

  1. В издании «Die Geschichte der Handelkrise» 1890 года — «Forarlberg» (Форарльберг). — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Тот же текст в современной орфографии

ствовать организации этого дела. Уже 24 июня он разослал проект организации комитетов вспомоществования всем лицам, стоявшим во главе административных местных учреждений, за исключением Нижней Австрии, Тироля, Далмации и Фаральберга[1]. К проекту был приложен следующий циркуляр:

«Вашему… без сомнения известно, что чрезмерные спекуляции биржи повлекли за собою уже несколько недель тому назад неизбежную в этих случаях реакцию, действие которой главным образом сказалось повсеместным потрясением денежного рынка. Хотя этот экономический процесс и отзывается ощутительным образом на различных общественных слоях, тем не менее императорско-королевское правительство сочло своим долгом не принимать против него с своей стороны никаких активных мер, так как прежним опытом доказано, что искусственные средства не останавливают экономических кризисов, а, напротив, затягивают их и ухудшают.

Тем не менее, чтобы не дать по возможности производительной деятельности пострадать из-за затруднительного положения кредита и чтобы воспрепятствовать кризису распространиться на торговлю и промышленность, национальный банк был уполномочен императорско-королевским указом 13 мая производить на основаниях, указанных его уставом, учет векселей и выдачу ссуд под залог бумаг, не стесняясь, при выпуске билетов, предназначенных для этой цели, размерами, определенными в уставе. Этою чрезвычайною мерою, долженствовавшею, само собою разумеется, оставаться в силе лишь пока в ней будет настоять крайняя необходимость, правительство имело исключительно в виду предотвратить наиболее гибельные последствия, которые могло навлечь за собою поколебавшееся доверие в коммерческих сферах, сделавшихся неспособными к немедленной уплате по своим обязательствам. По счастью, торговля и промышленность остались до сих пор в стороне от непосредственного влияния кризиса, и, если только нас не обманывают все имеющиеся налицо признаки, нет никакого основания опасаться и на будущее время серьезных последствий, под тем условием, однако, чтобы финансовые, коммерческие и промышленные кружки, наиболее близко заинтересованные в деле, сами проявили надлежащую заботливость и энергию.

Существует одно только средство противодействовать недоверию, которое, будучи вызвано отчасти действительным падением ценностей, поддерживается между тем с различных сторон искусственными мерами и грозит, если ему в ближайшем будущем не будет положен конец, пошатнуть кредит, необходимый для торговли и промышленности. Средство это — соединение всех здоровых элементов промышленного мира с целью взаимной поддержки и восстановления необходимого кредита, для которого, как

  1. В издании «Die Geschichte der Handelkrise» 1890 года — «Forarlberg» (Форарльберг). — Примѣчаніе редактора Викитеки.