Страница:Малышев. Курс гражданского судопроизводства. Т. I (1876).pdf/180

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 169 —

здесь надлежало ему учинить исполнение по обязательствам, по самому их свойству[1] (Уст. 209). Точно также, наприм., капитан корабля или торгового судна будет отвечать и в месте кратковременной остановки, но не потому, что это место определяет подсудность, а потому, что корабль почитается жилищем тех, кои по званию своему или пребыванию к оному принадлежат (Уст. Торг. 1530).

Может случиться, что ответчик оставил свое прежнее место жительства и пребывает неизвестно где или находится за границею и, может быть, даже пользуется там правом внеземельности. В таких случаях иски предъявляются по месту нахождения его недвижимого имения; если же недвижимого имения у ответчика нет или оно истцу неизвестно, то от усмотрения истца зависит начать иск по месту известного ему последнего жительства ответчика, или по месту совершения или исполнения обязательства, из коего иск возник (Уст. 210). Но и здесь допускается перевод дела, если ответчик докажет, что имеет постоянное место жительства в империи (Уст. 211).

Если по одному и тому же иску должны отвечать несколько ответчиков, живущих в разных округах или участках, то от усмотрения истца зависит начать дело в суде, которому подсуден один из ответчиков (Уст. 33, 218. Уст. Торг. 1528). С другой стороны, есть и такие дела, где может не быть в виду определенного ответчика; так, наприм., в делах брачных и о законности рождения. В таком случае иск предъявляется по месту жительства истца (Уст. 1339).

Место жительства естественно прекращается со смертью лица. Однако его последствия продолжаются и после смерти лица, потому что, пока нет в виду ни массы наследства, ни наследников, подсудность исков к лицу умершего определяется точно так же, как если бы он был жив (Уст. 215. 70 г. Кас. 1781, д. Рейтер).

Все изложенные выше правила относятся собственно к лицам физическим, будут ли то русские подданные или иностранцы (Уст. 224), потому что только по отношению к этим лицам можно говорить о месте жительства или пребывания, остановок в пути и т. п. Лица юридические не имеют жительства. Однако, они имеют оседлость (Sitz) и место этой оседлости совершенно заменяет для них место жительства, так что изложенные нами правила применяются и к подсудности юридических лиц. Место оседлости некоторых юридических лиц совершенно ясно и определенно; так, напр., оседлость городского или сельского общества, очевидно, находится в том месте, где лежит город или село, а если город разделен на участки, то в том участке, где помещается городское управление. Оседлость казенного управления определяется местом нахождения того присутственного установления или должностного лица, которое представляет на суде по данному делу казенное управление (Уст. 1288, 1305, 1315), т. е. местом нахождения казенной палаты, управления государственных имуществ и других местных управлений или на-

  1. Правительствующий сенат считает эту 209 ст. Уст. гр. суд. не обязательною для мировых судей (71 г. общ. собр. 1 и кас. д. № 109. Ссылка на 68 г. Кас. 187 неверна; напротив, см. 68 г. Кас. 75, д. Скобкиной), но без достаточного основания и вопреки ст. 80 Устава.