Страница:Почти дневник (Катаев). С фронта первой мировой войны. стр. 41.jpg

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

видимой цели. Понятия о наблюдателях, вероятно, никто не имел.

Теперь не то.

Местность сплошь заставлена войсковыми частями — артиллерией, пулеметными командами, пехотой, кавалерией, минометчиками… А если среди бела дня обойти окрест, то можно подумать, что попал на необитаемый остров.

Ни души! Все ушло в землю! Все тщательно укрывается и маскируется от хищных биноклей неприятельских самолетов. Неопытный человек (а то, пожалуй, и опытный) может пройти за пять шагов от батареи, даже не подозревая о ее присутствии.

Коновязи укрыты в лесах.

Пехота таится в глубоких и надежных окопах, перепутанных проволокой.

Земля изрезана сетью ходов сообщения, извилистых, мудреных.

Артиллерия таится за буграми, по низинам — так, что нащупать ее очень и очень трудно. Почти невозможно.

Зато ночью — местность преображается.

Откуда ни возьмись по дорогам вырастают пехотные колонны, кухни, пулеметы. Все вокруг кипит войсками. Солдаты в сером и похожи как две капли воды один на другого. Движение всю ночь.

Но при первых лучах зари все пустеет, и опять кажется, что живешь на необитаемом острове.

На шоссе, версты за три впереди батареи, — городок, или, вернее, местечко С.

Это местечко тоже историческое. Оно существовало во время Отечественной войны и было занято войсками Наполеона. Теперь местечко разбито, сожжено и взрыто снарядами. Занято оно нашими войсками. Но днем в городе опасно — долетают ружейные пули.

На днях я совершил вечером экскурсию в С.

Садится солнце.

По полям и лесам, которые тянутся вдоль шоссе, струится теплое, закатное золото. Орудийный фейерверкер Щербина, славный малый и в некотором роде поэт, да я идем по дороге в С.

Где-то сзади стреляет легкая батарея. Снаряды свистят через наши головы, а впереди гулко и крепко рвутся немецкие тяжелые снаряды. Над мостами из разрывов поднимаются клубки черного, ядовитого дыма.