Страница:Почти дневник (Катаев). С фронта первой мировой войны. стр. 57.jpg

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

причем обстреляли из пулемета несколько батарей, резервы и бросили до сорока бомб.

Только благодаря счастливой случайности лошади были в это время на водопое за восемь верст. Этот налет не причинил нам решительно никакого вреда.

Наши авиаторы, конечно, поспешили отдать неприятелю визит и в обед вернулись обратно, принеся известие, что в ближайших тыловых деревнях противника замечено сильное накапливание сил.

Немедленно же пехотой была произведена разведка, которая установила смену неприятельских полков и прибытие приблизительно двух новых дивизий — турецкой и немецкой.

Серьезного наступления не ждали, но все-таки приняли меры предосторожности: подтянули резервы, выставили заставы, а артиллерия выслала на наблюдательные пункты офицеров.


На следующие сутки я дежурил у телефона в пехотных окопах, поддерживая связь роты с батареей. Со мной в яме, похожей на могилу, сидели еще один телефонист и наблюдатель.

Пришли мы на дежурство вечером, когда уже стемнело.

Ночь была звездная. У неприятеля тихо.

Ротный командир не спал и был готов ко всяким случайностям.

Позади окопов маячили на фоне звездного неба часовые. В полночь была произведена смена секретов. Пришедшие с разведки донесли, что неприятель работает над проволочным заграждением — ставит колья и рогатки.

Это немного успокоило: перед наступлением никто не станет усиливать свои позиции.

Под утро я заснул и проснулся лишь к восьми часам.

Разбудила маня граната, резнувшая воздух над нашей ямой.

Наблюдатель уже стоял у бруствера с «цейсом» и внимательно вглядывался в голубоватый утренний туман.

По всей нашей линии белели дымки от разрывов неприятельских шрапнелей. Беспорядочный треск становился все гуще и компактнее. Рядом с нами, по участку N-ской роты, несколько неприятельских мортирных и гаубичных