Страница:Путешествия в Колыму и на Новую Землю в 1909—1910 гг. (Седов, 1917).pdf/34

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ѣздъ Жукова надежды оставалось мало, мы 6 іюня поплыли дальше къ берегамъ океана, а И. П. Толмачевъ одновременно съ нами отправился въ селеніе Пантелѣеху для закупки лошадей для своего Чукотскаго похода.

Въ Колымскомъ округѣ насчитывается населенія какъ постояннаго, такъ и бродячаго въ среднемъ около 10.000 душъ, изъ этого числа на долю якутовъ приходится 3.000 душъ, ламутовъ 500, юкагировъ и чуванцевъ 200, тунгусовъ 300, чукчей 2000 и русскихъ 4000. Русскіе, якуты и юкагиры большею частью сидятъ по рѣкѣ Колымѣ, занимаясь рыболовствомъ и скотоводствомъ, юкагиры же кромѣ того строятъ карбаса. Ламуты и тунгусы кочуютъ въ лѣсахъ и горахъ, занимаются оленеводствомъ и ведутъ охоту на разнаго рода звѣря. Чукчи бродятъ съ оленями по обѣ стороны Колымы въ такъ называемыхъ западной и восточной тундрахъ. Многіе изъ инородцевъ забыли свой родной языкъ и говорятъ только по-русски. Есть случаи и среди русскихъ, которые говорятъ только по-якутски. Юкагиры и чуванцы считаются самымъ захудалымъ народомъ, это племя совершенно вымираетъ, напр. чуванцевъ осталось всего какихъ-нибудь 5—10 человѣкъ. Прогрессируютъ якуты и русскіе, а чукчи, тунгусы и ламуты держатся какъ будто бы въ одномъ положеніи. Въ суммѣ же населеніе края растетъ. Процентное отношеніе женщинъ къ мужчинамъ приходится приблизительно на половину. Женщина здѣсь находится въ нѣкоторомъ рабствѣ у мужчинъ, она не пользуется ихъ уваженіемъ и любовью, ей вообще отводится всюду послѣднее мѣсто.

Намъ приходилось видѣть, какъ мужчины самую грязную работу въ хозяйствѣ взваливаютъ на женщинъ. Это практикуется у всѣхъ инородцевъ и даже у русскихъ. У русскихъ женщина стоитъ на заднемъ планѣ, кромѣ общеустановившагося издавна обычая, еще и потому, что всякій изъ мальчиковъ казачьяго происхожденія отъ рожденія своего включается на казенный паекъ (отъ 1 до 2 пудовъ муки въ мѣсяцъ), тогда какъ дѣвочка этимъ правомъ не пользуется и является, такимъ образомъ, въ семьѣ прямой нахлѣбницей. Мальчикъ считается казакомъ и является вполнѣ законнымъ наслѣдникомъ этого пайка и въ томъ случаѣ, если онъ рожденъ внѣ брака и даже если отецъ его не казакъ, — была бы лишь мать казачка. Отсюда теперь понятно, почему здѣсь всякій мальчикъ дорогъ, а дѣвочка ставится ни во что. Безбрачное сожительство здѣсь очень развито и уважается всѣми одинаково какъ и брачное. Поэтому

Тот же текст в современной орфографии

езд Жукова надежды оставалось мало, мы 6 июня поплыли дальше к берегам океана, а И. П. Толмачев одновременно с нами отправился в селение Пантелееху для закупки лошадей для своего Чукотского похода.

В Колымском округе насчитывается населения как постоянного, так и бродячего в среднем около 10 000 душ, из этого числа на долю якутов приходится 3 000 душ, ламутов 500, юкагиров и чуванцев 200, тунгусов 300, чукчей 2 000 и русских 4 000. Русские, якуты и юкагиры большею частью сидят по реке Колыме, занимаясь рыболовством и скотоводством, юкагиры же, кроме того, строят карбасы. Ламуты и тунгусы кочуют в лесах и горах, занимаются оленеводством и ведут охоту на разного рода зверя. Чукчи бродят с оленями по обе стороны Колымы в так называемых западной и восточной тундрах. Многие из инородцев забыли свой родной язык и говорят только по-русски. Есть случаи и среди русских, которые говорят только по-якутски. Юкагиры и чуванцы считаются самым захудалым народом, это племя совершенно вымирает, например, чуванцев осталось всего каких-нибудь 5—10 человек. Прогрессируют якуты и русские, а чукчи, тунгусы и ламуты держатся как будто бы в одном положении. В сумме же население края растет. Процентное отношение женщин к мужчинам приходится приблизительно наполовину. Женщина здесь находится в некотором рабстве у мужчин, она не пользуется их уважением и любовью, ей вообще отводится всюду последнее место.

Нам приходилось видеть, как мужчины самую грязную работу в хозяйстве взваливают на женщин. Это практикуется у всех инородцев и даже у русских. У русских женщина стоит на заднем плане, кроме общеустановившегося издавна обычая, еще и потому, что всякий из мальчиков казачьего происхождения от рождения своего включается на казенный паек (от одного до двух пудов муки в месяц), тогда как девочка этим правом не пользуется и является, таким образом, в семье прямой нахлебницей. Мальчик считается казаком и является вполне законным наследником этого пайка и в том случае, если он рожден вне брака и даже если отец его не казак, — была бы лишь мать казачка. Отсюда теперь понятно, почему здесь всякий мальчик дорог, а девочка ставится ни во что. Безбрачное сожительство здесь очень развито и уважается всеми одинаково как и брачное. Поэтому