Страница:Путешествия в Колыму и на Новую Землю в 1909—1910 гг. (Седов, 1917).pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


жизнь дѣвушки здѣсь начинается очень рано. Напр.: казачья дѣвушка въ 14—15 лѣтъ уже подыскиваетъ себѣ мужчину для сожительства, разсчитывая главнымъ образомъ на то, чтобы получить сына-кормильца своей матери. Такая дѣвушка съ 2—3 дѣтьми-мальчиками является здѣсь очень выгодной невѣстой и поэтому ее всегда сватаютъ на расхватъ лучшіе женихи.

Среди населенія очень распространенъ сифилисъ, называемый здѣсь «волотушкой», эта болѣзнь передается семьями изъ рода въ родъ по наслѣдству и не считается здѣсь, видимо, позорной болѣзнью. Есть и проказа, но всѣ прокаженные выдѣлены въ особую колонію (въ 7 верстахъ отъ Средне-Колымска).

Около 15 марта ежегодно жители края, какъ русскіе, такъ и инородцы, собираются на Анюйскую ярмарку, впрочемъ теперь мѣстомъ ярмарки избрано вмѣсто р. Анюя селеніе Пантелѣеха. Это селеніе находится значительно ближе къ чукчамъ и поэтому является безусловно болѣе выгоднымъ въ смыслѣ притока на ярмарку послѣднихъ (около 35—40 верстъ къ N0 отъ Нижне-Колымска). На ярмарку пріѣзжаютъ кромѣ промышленниковъ и жителей, ведущихъ хозяйственный образъ жизни, еще и купцы, какъ мѣстные, такъ и пріѣзжающіе сюда изъ Якутска для закупки мѣховъ.

Торговля ведется на ярмаркѣ, главнымъ образомъ, мѣновая и отчасти лишь на деньги, при чемъ въ обмѣнъ на мѣха промышленниковъ идутъ прежде всего предметы первой необходимости, а именно: чай, сахаръ, табакъ, мука, ружья, ножи, чайная и другая посуда, преимущественно мѣдная и т. д.

Спиртъ, ввозъ котораго сюда, между прочимъ воспрещенъ, имѣетъ здѣсь огромное значеніе: за бутылку спирта подвыпившій инородецъ готовъ отдать весь свой промыселъ и даже хозяйство. На деньги же бутылка спирта оцѣнивается здѣсь иногда 25—30 рублей. И вотъ, несмотря на всѣ строгости мѣстныхъ властей, спиртъ сюда все же привозится и дѣлаетъ свое дѣло. Привозятъ его, какъ говорятъ, тайно почтальоны съ почтой и купцы, пріѣзжающіе за мѣхами.

Такимъ образомъ спиртъ съ одной стороны среди промышленниковъ сѣетъ большое зло, но съ другой среди отдѣльныхъ жителей городовъ и селъ какая-нибудь бутылка — другая спирта дѣлаетъ такой праздникъ, доставляетъ такую радость имъ, даетъ такое забвеніе въ тяжелой, суровой ихъ жизни, что они готовы признать себя счастливѣйшими въ мірѣ людьми; тутъ для нихъ и отдыхъ и утѣшеніе.

Тот же текст в современной орфографии

жизнь девушки здесь начинается очень рано. Например, казачья девушка в 14—15 лет уже подыскивает себе мужчину для сожительства, рассчитывая главным образом на то, чтобы получить сына-кормильца своей матери. Такая девушка с двумя-тремя детьми-мальчиками является здесь очень выгодной невестой и поэтому ее всегда сватают нарасхват лучшие женихи.

Среди населения очень распространен сифилис, называемый здесь «волотушкой», эта болезнь передается семьями из рода в род по наследству и не считается здесь, видимо, позорной болезнью. Есть и проказа, но все прокаженные выделены в особую колонию (в 7 верстах от Средне-Колымска).

Около 15 марта ежегодно жители края, как русские, так и инородцы, собираются на Анюйскую ярмарку, впрочем теперь местом ярмарки избрано вместо р. Анюя селение Пантелееха. Это селение находится значительно ближе к чукчам и поэтому является безусловно более выгодным в смысле притока на ярмарку последних (около 35—40 верст к N0 от Нижне-Колымска). На ярмарку приезжают кроме промышленников и жителей, ведущих хозяйственный образ жизни, еще и купцы, как местные, так и приезжающие сюда из Якутска для закупки мехов.

Торговля ведется на ярмарке главным образом меновая и отчасти лишь на деньги, причем в обмен на меха промышленников идут прежде всего предметы первой необходимости, а именно: чай, сахар, табак, мука, ружья, ножи, чайная и другая посуда, преимущественно медная и т. д.

Спирт, ввоз которого сюда, между прочим, воспрещен, имеет здесь огромное значение: за бутылку спирта подвыпивший инородец готов отдать весь свой промысел и даже хозяйство. На деньги же бутылка спирта оценивается здесь иногда 25—30 рублей. И вот, несмотря на все строгости местных властей, спирт сюда все же привозится и делает свое дело. Привозят его, как говорят, тайно почтальоны с почтой и купцы, приезжающие за мехами.

Таким образом, спирт, с одной стороны, среди промышленников сеет большое зло, но с другой, среди отдельных жителей городов и сел какая-нибудь бутылка-другая спирта делает такой праздник, доставляет такую радость им, дает такое забвение в тяжелой, суровой их жизни, что они готовы признать себя счастливейшими в мире людьми; тут для них и отдых и утешение.