Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. II (1910).pdf/414

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 405 —

энергии сердца и, следовательно, кровообращения, — особенно, по направлению к голове. Ибо через это, во первых, усиливается присущее мозгу пучение, в силу которого он напирает на свои стенки, отчего он и брызжет из каждого отверстия в них, какое образуется от поранения; во-вторых, надлежащая энергия сердца придает мозгу, сверх беспрестанного при каждом дыхании подъема и опускания, то внутреннее движение, которое заключается в сотрясении всей его массы при каждом ударе пульса четырех церебральных артерий и энергия которого должна соответствовать его увеличенному здесь количеству, — как и вообще это движение является непременным условием его деятельности. Последней благоприятствует поэтому и малый рост и, особенно, короткая шея, ибо чем путь короче, тем с большей энергией кровь достигает мозга. Бот почему люди большого ума редко имеют большое тело. Впрочем, эта краткость пути не является обязательной, — например, Гете был выше среднего роста. Но если все то, что относится к кровообращению и что составляет поэтому условие, наследуемое от отца, отсутствует, то исходящие от матери счастливые свойства мозга создадут либо талант, либо тонкий ум, который и найдет себе опору в возникающей при таких условиях флегме, — гений же флегматиком быть не может. Это, наследуемое от отца, условие гениальности объясняет многие из описанных выше недочетов в темпераменте гения. Если же это условие существует одно, без первого, т. е. сопровождается обыкновенной или даже неудовлетворительной структурой мозга, то оно дает в результате живость без глубины, жар без света, — создает горячие головы, людей невыносимо беспокойных и необузданных. То, что из двух братьев только один бывает гениален, и при этом, в большинстве случаев, старший (так было, например, в семье Канта), объясняется прежде всего тем, что только при его рождении отец был в возрасте силы и страсти; впрочем, ко времени рождения младшего брата могло, в силу неблагоприятных обстоятельств, ухудшиться и другое условие, исходящее от матери.

Я хотел бы присоединить сюда еще одно частное замечание, — именно, о детском характере гения, т. е. о некотором сходстве между гением и дитятей.

В детстве, как и у гения, преобладающую роль играет мозговая и нервная система, ибо она во своем развитии значительно опережает развитие остального организма, так что уже на седьмом году мозг достигает своего полного объема и массы. Уже Биша сказал поэтому: „в детстве нервная система, по сравнению