Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/93

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 90 —

producing of it; and so the cause was not sufficient. But if it be impossible that a sufficient cause should not produce the effect; then is a sufficient cause a necessary cause. Hence it is manifest, that whatever is produced, is produced necessarily. For whatsoever is produced has had a sufficient cause to produce it, or else it had not been: and therefore also voluntary actions are necessitated.

8) That ordinary definition of a free agent (namely that a free agent is that, which, when all things are present, which are needfull to produce the effect, can nevertheless not produce it) implies a contradiction and is Nonsense; being as much as to say, the cause may be sufficient, that is to say necessary, and yet the effect shall not follow.

Стр. 485. Every accident, how contingent soever it seem, or how voluntary soever it be, is produced necessarily[1].

В своей знаменитой книге О гражданине (De cive, гл. I § 7) Гоббс говорит: „Каждым руководит стремление к тому, что для него хорошо, и уклонение от того, что для него плохо, всего же более от величайшего из естественных зол — от смерти: и это, как бы с естественной необходимостью, не меньшей чем та, которая заставляет

  1. 6) Ничто не начинается само собою, а лишь благодаря действию какого-либо другого непосредственно извне данного фактора. Таким образом, когда у человека появляется стремление или воля к чему-нибудь, относительно чего у него только что не было ни стремления, ни хотения, то причина его хотения — не само это хотение, а нечто иное, от него не зависящее. Поэтому, так как воля бесспорно служит необходимою причиною произвольных действий, и так как, по сказанному, воля тоже с необходимостью причиняется другими, от нее независимыми вещами, то отсюда следует, что все произвольные действия имеют необходимые причины и, стало быть, бывают вынуждены.
    7) Достаточной причиной я признаю такую, в которой имеется в наличности все, что нужно для произведения действия. Это будет в то же время необходимая причина: ибо если бы было возможно, чтобы достаточная причина не вызывала действия, то должно было бы отсутствовать нечто такое, что нужно для его произведения, — а в таком случае причина не была достаточной. Но если невозможно, чтобы достаточная причина не произвела действия, то причина достаточная есть причина необходимая. Отсюда очевидно, что все происходящее производится с необходимостью. Ибо все, что производится, имело достаточную причину для его произведения — иначе оно не произошло бы. Следовательно, и произвольные действия бывают вынуждены.
    8) Обычное определение свободного деятеля (именно, что тот деятель свободен, который, при наличности всех условий, нужных для произволении действия, может тем не менее не произвести его) содержит противоречие и есть бессмыслица: это все равно, как если сказать, что причина может быть достаточной, т. е. необходимой, а действие все-таки не воспоследует.
    Стр. 485. Всякое событие, как бы оно ни казалось случайным или как бы оно ни было произвольным, наступает с необходимостью.