Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/304

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


репрыгивать съ кочки на кочку… Взятые нами два оленя, для верховой ѣзды, оказались мало полезными, по неудобству сѣделъ и неумѣнью ѣздить, такъ что пришлось идти пѣшкомъ. Кормился весь нашъ отрядъ солониной, варили щи изъ дикой зелени, черемши (allium ursinum), собираемой по дорогѣ, да пили кирпичный чай, варившійся обыкновенно въ солдатскихъ котелкахъ. Чай этотъ спасительное средство отъ влиянія міазмовъ болотъ. Такимъ образомъ, въ сопровожденіи мѣстнаго жителя, полудикаго гольта, служившаго намъ проводникомъ, вышли мы на берегъ Татарскаго пролива. Родная атмосфера моря оживила меня, утомленнаго труднымъ путемъ, и, пройдя верстъ 10 по берегу отлива, мы пришли въ портъ де-Кастро. Переночевавъ здѣсь въ ожиданіи Ник. Ник. Муравьева, мы на другой день были перевезены на транспортъ Двина, пришедшій за нами изъ Петропавловска.

Наконецъ, 19 іюня пустились мы въ путь Охотскимъ моремъ черезъ Курильскій проливъ. Труденъ былъ переходъ по болоту до порта де-Кастро; но плаваніе наше по морю и океану грозило сдѣлаться для насъ губительнымъ. Огромное число людей на небольшомъ транспортѣ пользовалось весьма тѣснымъ помѣшеніемъ. Въ теченіи 35-ти-дневнаго плаванія нашего продовольствіе нашихъ людей было весьма скудное; а подъ конецъ дошло до того, что питались сметками съ сухарей и самымъ незначительнымъ количествомъ дождевой воды, собираемой съ тентовъ, парусины, растянутой по верхней палубѣ. Во все время плаванія люди обучались артиллерійскому дѣлу и изготовлялись къ встрѣчѣ съ непріятелемъ. Но Провидѣніе видимо покровительствовало намъ, такъ что несмотря на всѣ дорожныя лишенія, мы привезли въ Петропавловскъ только трехъ слабыхъ[1].

24 іюля, въ день мученицы Христины, мы прибыли въ портъ Петропавловскъ и съ радостью встрѣтили тамъ 44-пушечный фрегатъ Аврору[2]. Въ тотъ же день, строго слѣдуя правиламъ

  1. Не могу не упомянуть съ глубочайшей признательностью о покойномъ Степанѣ Ѳедоровичѣ Соловьевѣ, пожертвованія котораго для солдатъ простирались свыше полъ-пуда злотомъ на амурскую экспедицію. Онъ же снабдилъ нижнихъ чиновъ сапогами, бѣльемъ и кирпичнымъ чаемъ, столь благодѣтельственнымъ для сибиряковъ.
    А. П. Арбузовъ.
  2. На этомъ фрегатѣ было 350 матросовъ, что составило значительное подкрѣпленіе командѣ Камчатскаго порта, не превышавшей 283 человѣкъ вмѣстѣ съ командою транспорта.
    А. П. Арбузовъ.