Перейти к содержанию

Постановление ГД ФС РФ от 10.04.1996 № 225-II ГД

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“»
Источник: «Собрание законодательства РФ», 15.04.1996, № 16, ст. 1800

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Постановление
от 10 апреля 1996 года № 225-II ГД

Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации „К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г. Н. Селезнёв

Москва
10 апреля 1996 года
№ 225-II ГД


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ
от 10 апреля 1996 года

К ЧЛЕНАМ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Уважаемые члены Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации!

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации внимательнейшим образом обсудила обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1996 г. № 95-СФ и заслушала сообщение по этому вопросу представителя Совета Федерации В. М. Кокова. Обмен мнениями по указанному Обращению состоялся во всех думских фракциях и депутатских группах.

Мы особо отмечаем взвешенный, доброжелательный характер Обращения Совета Федерации, подчеркнувшего наше общее стремление принять все меры по ускорению интеграции народов республик, составлявших пять лет тому назад Союз ССР, и убеждены, что содействовать углублению интеграционных процессов можно лишь на основе согласованных действий всех органов государственной власти Российской Федерации, координации наших усилий с партнерами по Содружеству Независимых Государств. Мы согласны, что на пути к этой благородной цели могут встретиться определенные затруднения, что выразилось в негативной реакции на Постановления Государственной Думы от 15 марта 1996 г. № 156-II ГД и № 157-II ГД ряда государственных и общественных деятелей в государствах — членах Содружества Независимых Государств и в некоторых средствах массовой информации.

Поэтому, вернувшись к обсуждению указанных Постановлений, Государственная Дума еще раз хотела бы обратить Ваше внимание на следующее:

1. Принятие 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановлений № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года „О денонсации Договора об образовании СССР“» и № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР» было вызвано стремлением открыть больший простор для последовательной добровольной интеграции братских народов, что соответствует воле населения России, выраженной на референдуме СССР 17 марта 1991 года. При этом мы учитывали, что Президент Российской Федерации и органы исполнительной власти Российской Федерации неоднократно делали заявления, в которых также выражалось намерение углублять сотрудничество между государствами — членами Содружества Независимых Государств.

2. Принятые Государственной Думой Постановления носят прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их стремлению жить в едином демократическом правовом государстве. Более того, именно Постановления Государственной Думы способствовали заключению четырехстороннего Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Правомерность инициативы Государственной Думы подтверждена подписанием 2 апреля 1996 года полномасштабного Договора между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия об образовании Сообщества. Договор включает в себя положение о создании наднациональных органов, имеющих право принимать модельные законодательные акты. В этой части мы придаем особое значение событиям, последовавшим после 1 марта 1996 года и фактически приведшим к реализации положений указанных Постановлений Государственной Думы.

3. Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР «денонсировал» 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошел в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года. Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще не подлежал денонсации.

4. Принятые 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановления никоим образом не отражаются на суверенитете Российской Федерации, а тем более других государств — членов Содружества Независимых Государств. В соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством. Это исключает всякого рода неправомерные утверждения о том, что якобы с принятием Государственной Думой Постановлений от 15 марта 1996 года Российская Федерация «прекращает» существовать как самостоятельное суверенное государство. Государственность не зависит ни от каких договоров или постановлений. Исторически она создается по воле народов.

5. Постановления Государственной Думы не ликвидируют и не могут ликвидировать Содружество Независимых Государств, которое в нынешних условиях фактически является реально существующим институтом и которое необходимо максимально использовать для углубления интеграционных процессов. К сожалению, полностью замалчивается пункт 4 Постановления Государственной Думы № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», в котором особо подчеркивается необходимость «исходить из того, что межгосударственные и межправительственные договоры по политическим, экономическим, оборонным и иным вопросам, заключенные в рамках Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, сохраняют свою силу для заключивших их государств до их свободного и добровольного решения о воссоздании единого государства либо до их решения о прекращении действия указанных договоров». Коррективы в эти и другие акты, как отмечается в Постановлении Государственной Думы N 156-II ГД, могут вноситься лишь «по мере движения братских народов по пути все более глубокой интеграции и единения». Государственная Дума считает, что процессы интеграции могут проходить только на добровольной и равноправной основе, исключающей любое принуждение, а тем более применение силы.

6. Содержащееся в документах Государственной Думы положение о том, что Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года следует считать утратившим силу, никак не влияет на судьбу государственных органов Российской Федерации, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Принимая Постановления от 15 марта 1996 года, Государственная Дума выразила свою правовую позицию по отношению к Постановлению Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

Таким образом, политическая шумиха, поднятая вокруг указанных Постановлений Государственной Думы, носит искусственный характер и не имеет под собой серьезных оснований. Более того, противники воссоздания государственного единства народов Союза ССР в любых взаимоприемлемых формах еще раз показали свои подлинные цели, которые очень далеки от воли миллионов простых людей.

Осознавая, что реальные экономические и социально-культурные интересы народов России и большинства других республик, объединявшихся в Союз ССР, являются главным стимулом их поэтапного и добровольного объединения. Государственная Дума будет делать все возможное для углубления и развития этого прогрессивного процесса.

Мы выражаем надежду, что члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с пониманием воспримут позицию Государственной Думы и поддержат ее стремление снять искусственно созданные правовые препятствия на пути подлинной интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР.

Москва
10 апреля 1996 года