Перейти к содержанию

Правительственное сообщение о событиях 9 января 1905 года

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Правительственное сообщение о событиях 9 января 1905 года
Дата создания: 10 января 1905 г., опубл.: 10 января 1905 г. Источник: газета «Ведомости Спб. градоначальства», прибавление к № 7 от 10 января 1905 г. • Официальное сообщение о событиях 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге, опубликованное в «Правительственном вестнике» и других российских газетах.

В начале 1904 года, по ходатайству нескольких рабочих фабрик и заводов Петербурга, был утвержден в законном установленном порядке устав «С.-Петербургского общества фабричных и заводских рабочих», имевшего целью удовлетворение их духовных и умственных интересов и отвлечение рабочих от влияния преступной пропаганды. Общество это, избравшее своим председателем священника с.-петербургской пересыльной тюрьмы Георгия Гапона, по мере своего распространения на все фабричные районы Петербурга, стало заниматься обсуждением существовавших на отдельных фабриках и заводах отношений между рабочими и хозяевами, а затем в декабре месяце минувшего года побудило рабочих Путиловского завода вмешаться в вопрос об увольнении с завода четверых рабочих, из которых некоторые, как оказалось впоследствии, даже не были уволены, а оставили занятия добровольно. Тем не менее, возбуждаемые священником Гапоном и членами означенного общества рабочие Путиловского завода 2-го января прекратили работы и помимо требования о возвращении их товарищей, под влиянием той же агитации, предъявили требования об изменении порядка назначения расценки работ и увольнения рабочих. Меры увещания со стороны фабричной инспекции оказались безуспешными, и к стачке под влиянием тех же лиц присоединились поголовно рабочие некоторых других крупных заводов Петербурга, а затем стачка стала быстро распространяться, охватив почти все фабрично-заводские предприятия столицы. Причем по мере распространения стачки возрастали и требования рабочих. Требования эти в письменном изложении, составленном в большинстве случаев священником Гапоном, были распространяемы среди рабочих.

Первоначально они касались лишь местных для отдельных фабрик и заводов вопросов; затем перешли к вопросам общим, о восьмичасовом рабочем дне, об участии рабочих организаций в разрешении споров между рабочими и хозяевами и т. п. Хозяева охваченных стачкой промышленных заведений, собравшись на совещание, признали, что удовлетворение некоторых из домогательств рабочих должно повлечь за собою полное падение русской промышленности, другие же могли бы быть рассмотрены, а частью и удовлетворены в мере, посильной для каждого отдельного предприятия, но вместе с тем, высказывая готовность вступить с рабочими в переговоры, признали, что таковые невозможны при условии ведения их с организацией стачечников во всей их совокупности и достижимы только по отдельным фабрикам и заводам.

От такого обсуждения требований рабочие отказывались. Ввиду того, что стачка не была соединена с нарушением порядка, никаких репрессивных мер властями предпринимаемо не было, и со времени ее возникновения не было произведено ни одного ареста и обыска в рабочей среде. Однако, к агитации, которую вело «Общество фабричных и заводских рабочих», вскоре присоединилось и подстрекательство подпольных революционных кружков. Само вышеупомянутое общество, со священником Гапоном во главе, с утра 8-го января перешло к пропаганде явно революционной. В этот день священником Гапоном была составлена и распространена петиция от рабочих на Высочайшее Имя, в коей рядом с пожеланиями об изменении условий труда были изложены дерзкие требования политического свойства. В рабочей среде был распущен слух и распространены письменные заявления о необходимости собраться к 2 час. дня 9-го января на Дворцовой площади и через священника Гапона представить Государю Императору прошение о нуждах рабочего сословия; и в этих слухах и заявлениях о требованиях политического характера умалчивалось, и большинство рабочих вводилось в заблуждение о цели созыва на Дворцовую площадь.

Фанатическая проповедь, которую в забвении святости своего сана вел священник Гапон, и преступная агитация злонамеренных лиц возбудили рабочих настолько, что они 9-го января огромными толпами стали направляться к центру города. В некоторых местах между ними и войсками, вследствие упорного сопротивления толпы подчиниться требованиям разойтись, а иногда даже нападения на войска, произошли кровопролитные столкновения. Войска вынуждены были произвести залпы: на Шлиссельбургском тракте, у Нарвских ворот, близ Троицкого моста, на 4-й линии и Малом проспекте Васильевского острова, у Александровского сада, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, у Полицейского моста и на Казанской площади.

На 4-й линии Васильевского острова толпа устроила из проволок и досок три баррикады, на одной из которой прикрепила красный флаг, причем из окон соседних домов в войска были брошены камни и произведены выстрелы, у городовых толпа отнимала шашки и вооружалась ими, разграбила оружейную фабрику Шаффа, похитив около ста стальных клинков, которые, однако, были большею частью отобраны, в 1-м и 2-м участках Васильевской части толпою были порваны телефонные провода и опрокинуты телефонные столбы, на здание 2-го полицейского участка Васильевской части произведено нападение и помещение участка разбито, вечером на Большом и Малом проспектах Петербургской стороны разграблено 5 лавок.

Общее количество потерпевших от выстрелов, по сведениям, доставленным больницами и приемными покоями к 8-ми часам вечера, составляет убитых 76 человек (в том числе околоточный надзиратель), раненых 233 (в том числе тяжело раненый помощник пристава и легко раненые рядовой жандармского дивизиона и городовой).

На 10-е января к охране города приняты те же меры, которые были приняты 9-го числа.


Это произведение не охраняется авторским правом.
В соответствии со статьёй 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Россия