Зубков, Василий Петрович, тайн. сов., сенатор, происходил из дворян, сын помещика Ярославской и Московской губерний, секунд-майора Петра Абрамовича Зубкова; родился в Москве 14 мая 1798 г. Воспитывался он первоначально в доме родителей, а после смерти отца (П. А. † 4 января 1804 г.), 27 мая 1807 г., был определен учеником в Архитекторскую школу при Экспедиции Кремлевского строения, где 20 февраля 1811 г., не имея даже тринадцати лет, был произведен в коллежские регистраторы. В 1815 г. З. перешел из Экспедиции Кремлевского строения в свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части колонновожатым. 26 ноября 1817 г. он был произведен в прапорщики, а 15 сентября 1819 г. в подпоручики. 11 декабря того же 1819 г., согласно прошению, по болезни, З. был уволен от службы.
Проведя в отставке около двух лет, В. П. воспользовался этим временем, между прочим, и для поездки за границу. Сравнение виденного им на Западе с отечественными порядками производилось невольно и волновало молодого человека. Необходимость найти себе единомышленников заставляла его искать подходящих знакомств и приобретать друзей среди представителей мыслящей молодежи. Он познакомился с С. Н. Кашкиным, который жил с двоюродным братом своим — князем Е. П. Оболенским (декабристом). Сошелся с Б. К. Данзасом, наконец, с И. И. Пущиным, другом Пушкина, променявшим мундир гвардейского артиллериста на скромную должность члена уголовной палаты. К этому кружку друзей вскоре присоединились А. П. Бакунин, В. П. Пальчиков, И. Н. Горсткин и князь П. Д. Черкасский.
27 сентября 1821 г. В. П. вновь поступил на службу, на этот раз в коллегию иностранных дел, откуда 28 июля 1822 г. был перемещен в Московский архив коллегии, а 22 марта 1823 г. — в штат московского военного генерал-губернатора, при котором служила большая часть его приятелей. В том же 1823 г. З. женился на дочери бывшего воронежского губернатора, д. с. с. Ф. А. Пушкина, девице Анне Федоровне. 6 августа 1824 г., с производством в титулярные советники, он получил назначение на должность советника 2-го департамента Московской палаты гражданского суда. Так как в действиях кружка друзей З. была заметна общая идея, общее желание своим личным примером и образом действий, с одной стороны, споспешествовать торжеству правосудия, а с другой — препятствовать проявлению мрачных сторон современного им чиновничества, то с назначением советником палаты З. получил еще большую возможность проводить в жизнь идеи, одушевлявшие его и его друзей. Занятый службою, В. П. досуги свои делил между занятиями естественной историей, к которой питал большую склонность, светскими развлечениями и беседами в кругу друзей на темы общественного характера. Семейная жизнь его текла спокойно, и только арест и последовавшее за ним время заключения в крепости выбили супругов из обыденной колеи. — 9-го января 1826 г. З. был арестован, отправлен в Петроград и посажен в Петропавловскую крепость, где провел 12 дней в томительном одиночном заключении. Поводом к арестованию З. послужили слова барона В. И. Штейнгеля, показавшего, что знал о близких сношениях в Москве Пущина с З., Данзасом и П. И. Колошиным. Следственная о декабристах комиссия не нашла, однако, достаточных поводов к осуждению З. и постановила просить о его освобождении. 20 января 1826 г. Государь Император повелел: "выпустить с аттестатом". О своем пребывании в крепости З. оставил интересные в историческом и бытовом отношениях записки на французском языке под заглавием: "Récit de ma délention à la forteresse de St.-Pétersbourg", напечатанные в академическом издании "Пушкин и его современники. Материалы и исследования" (вып. IV, стр. 117—186). Вернувшись в Москву оправданным и чистым от подозрений в неблагонамеренности, З. прослужил в палате до 7 октября и затем вышел в отставку.
Пробыв без должности и службы более двух с половиною лет, В. П. 6 мая 1829 г. был определен советником временной экспедиции Московской палаты уголовного суда для суждения чиновников удельного и других ведомств за злоупотребления по удельным имениям. С 4 октября по 2 ноября 1830 г., во время свирепствования в Москве холеры, он был помощником начальствовавшего Якиманскою частью сенатора Брозина, а со 2 ноября 1830 г. по 19 ноября 1831 г. — начальствовавшим Орденскою холерною больницею. Кроме того, со 2 июля по 17 декабря 1831 г. З. производил следствие о возникших неудовольствиях между членами 2-го департамента Московского магистрата и надворным советником Глазовым. За отличное усердие по службе и за участвование в мерах, употребленных к прекращению в Москве холеры, З. удостоился получить монаршее благоволение. В том же 1831 г. он был награжден орденом св. Владимира 4 степени. В 1832 г. (со 2 по 26 января) ревизовал присутственные места в городах: Подольске, Серпухове, Звенигороде, Можайске, Рузе и Верее, а с 6 марта находился членом комитета, под председательством военного генерал-губернатора, для содействия комиссии "о своде запретительных и разрешительных книг". В 1834 г. он назначен был советником 2-го департамента Московской уголовной палаты и пожалован орденом св. Станислава 3-й (что затем 2-я) степени; в 1835 г. перешел на должность советника 1-го департамента той же палаты, а 16 декабря 1837 г. повелено было ему быть товарищем председателя Московской палаты уголовного суда. В 1838 г. В. П. был всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 2 степ., а 7 июля перешел на службу в ведомство министерства народного просвещения, на должность директора Ярославского Демидовского лицея и училищ Ярославской губернии. Но недолго он находился в этой должности. 15 декабря того же 1838 г., согласно прошению, он был уволен от службы, а 27 июня 1839 г. ему повелено было быть чиновником за обер-прокурорским столом в Сенате.
С этого времени вся служба З. прошла по Сенату, сначала Московскому, а затем Петроградскому. 2 июля 1839 г. он был назначен за обер-прокурорский стол во 2 отделение 6-го департамента Сената. 30 декабря 1840 г. произведен в статские советники. В 1841 г. (с 1 по 23 июня) исправлял должность обер-прокурора 1-го и 2-го отделений 6-го департамента Сената, а с 21 июня по 13 сентября — производил ревизию делопроизводства в уездных судебных местах Ярославской губернии. В 1842 г. З. был перемещен в 8-й департамент Сената и исправлял должность обер-прокурора в 7-м и 8-м департаментах Сената. 19 марта 1843 г. ему было повелено вступить в должность обер-прокурора 8-го департамента Сената, и в том же году он пожалован был в чин д. ст. сов. В 1844 г., кроме прямых своих обязанностей по 8-му департаменту Сената, он исправлял должность обер-прокурора 2 отделения 6 департамента. 8 июля 1845 г. В. П. был утвержден обер-прокурором 8-го департамента Сената. 30 января 1846 г. награжден орденом св. Владимира 3 степ. Помимо своих обязанностей, он председательствовал в комиссии для приведения в известность и порядок дел 7-го департамента Сената и исправлял должность обер-прокурора 7-го департамента и Общего Собрания Московских департаментов Сената. 3 марта 1847 года ему было поручено министром юстиции принять от бывшего обер-прокурора Дмитриева должность обер-прокурора Общего Собрания Московских департаментов Сената, со всеми состоящими в заведовании его частями, и вступить в исправление этой должности. В 1848 году, кроме должности обер-прокурора Общего Собрания, он исправлял (с 11 августа по 17 сентября) должность обер-прокурора 7-го департамента Сената. 1 декабря 1849 г. З. был награжден орденом св. Станислава 1 ст. Высочайшим указом 1 марта 1850 г. утвержден в должности обер-прокурора Общего Собрания Московских департаментов Сената, с увольнением от обязанностей обер-прокурора 8-го департамента Сената, а 5 апреля того же 1850 г. ему объявлено было Высочайшее благоволение за успешное решение дел по Общему Собранию Сената. Службу в Московском Сенате З. закончил в 1851 году.
Живя все время в Москве, он продолжал вращаться в том же кружке, что и раньше; внимательно следил за изящной и научной литературой, а досуги свои, по-прежнему, посвящал естественным наукам, которыми особенно стал увлекаться с 1823 г. Еще в 1824 г. он вступил в недавно перед тем открытое Московское Общество сельского хозяйства, а затем был избран в действительные члены состоявшего при университете Императорского Московского Общества испытателей природы. Служивший под начальством З. в Московском Сенате К. П. Победоносцев так отзывался о нем в своих воспоминаниях: "Главною мыслью В. П. Зубкова было обновление застаревшей в приказном обычае канцелярии департамента. Главную силу ее составляли старые обер-секретари, умные и опытные знатоки старых указов и дел; но трудно было полагаться на честность приемов их практики. Однако, в их руках находилась участь каждого дела. Присутствие состояло из сенаторов, заслуженных генералов военной и гражданской службы, людей мало искусных в юридических тонкостях, и потому докладом канцелярии почти всегда решалось дело. Эту крепость В. П. Зубков задумал разбивать с помощью новых элементов... Затем явились новобранцы из правоведов, и ими-то обер-прокурор начал орудовать, не трогая с места никого из старых опытных дельцов. Выбирая способнейших молодых людей и подготовляя их мало-помалу к секретарской должности, он обставлял ими старых обер-секретарей под своим руководством, так что на докладе, за которым внимательно следил обер-прокурор, молодой докладчик мог всегда уравновешивать неверное внушение своего обер-секретаря. По той же системе, когда вызревали под руководством Зубкова обер-секретари из молодых, он присоединил к ним секретарей из старых дельцов, Так мало-помалу перерабатывался состав канцелярии, без обид и потрясений: старые дельцы доживали век на местах своих и нередко служили своими советами молодым, обращавшимся к их опытности в делах прежнего времени..." В. П. З., по словам того же Победоносцева, в 1840-х годах "считался в Москве одним из самых просвещенных людей между начальниками отдельных ведомств. Общение с таким человеком по службе не могло не быть благодетельно для развития молодых людей, начинавших в Сенате свою служебную деятельность. Зная прекрасно французский и немецкий языки, Зубков следил постоянно за литературой, много читал, и беседа его была всегда приятна и поучительна для молодежи".
Высочайшим указом 2 октября 1851 г. З. всемилостивейше повелено было быть обер-прокурором 1-го департамента Сената, а ордером министра юстиции (от 1-го ноября того же года) поручено принять в свое заведование все подведомственные обер-прокурору 1-го департамента части управления, а именно Петроградский Сенатский архив, типографию, казначейство, школу писарей министерства юстиции и, сверх того, канцелярию Общего Собрания первых трех департаментов и департамента Герольдии Сената, и председательствовать в хозяйственном комитете, учрежденном при Сенате. 31 декабря 1851 г. З. был всемилостивейше пожалован орденом св. Анны 1 степ. 19 сентября 1854 г. награжден орденом св. Владимира 2-й степ. Наконец, Высочайшим указом 8 января 1855 г. ему было повелено присутствовать в Сенате, с производством в тайные сов. 10 января 1855 г. З. был назначен к присутствованию в департаменте Герольдии Сената, а 18 мая, согласно прошению, по болезни, уволен от службы. Умер З. в Москве 12 апреля 1862 г. и похоронен в Донском монастыре.
По словам дочери товарища З., Б. К. Данзаса, Т. Б. Семечкиной, Василий Петрович был человек веселого нрава, в разговоре его было много юмора, он шутил с детьми, которые его очень любили, и всегда являлся желанным гостем.
"Сб. Имп. Русск. Истор. Общ.", т. 60. — Дела Прав. Сената и министерства юстиции. — Формуляр. — "Московский Некрополь", т. І, стр. 480. — Б. Л. Модзалевский, "В. П. Зубков и его записки", с портретом ("Пушкин и его современники". Изд. Имп. Акад. Наук, 1906 г., вып. ІV, стр. 90—116). — "Русский Архив" 1891 г., № 2 (Записки М. М. Евреинова); 1904 г., № 2, стр. 301—305. — Н. А. Мурзанов, "Правительствующий Сенат (Господа Сенат). Список сенаторов".