Кастерин, Алексей Иванович, петербургский купец, ум. 1 августа 1847 г., собиратель редких и старопечатных книг. Кастерин сначала собирал рукописи и приобрел их в достаточном числе, но потом обменял их одному любителю на печатные книги. Затем и из печатных книг все Петровские (числом 118) продал купцу П. С. Шишкину и стал собирать книги исключительно церковной печати. Не было ни одного любителя, ни одного знатока по этой части, с которым бы Кастерин не был знаком и не находился в сношениях. По этим связям и своей коммерческой ловкости, он в короткое время собрал более тысячи книг. Собрание его по своему богатству и образцовому порядку в свое время было едва ли не единственным в России. Видя необходимость печатного каталога своей библиотеки, как для себя, так и для своих комиссионеров, закупавших книги в разных местах по его поручению, он обратился за содействием к одному ученому, и первый лист краткого реестра был уже набран, когда Кастерин умер, еще в молодых годах. Его библиотека была куплена от наследников за 10 тыс. руб. известным любителем Степ. Федор. Соловьевым, который принес ее, в полном составе, в дар Императорской Публичной библиотеке в 1848 году.
Удовлетворяя общему желанию собирателей и занимающихся древностями, В. M. Ундольский составил каталог библиотеки Кастерина и напечатал его сначала в «Чтениях Импер. Общ. Ист. и Древностей» (1848 г., т. 9), а затем отдельно в 8° (в два столбца; VIII + 80 стр.) и в 32° (XVI + 199 стр.). Чтобы описание это, кроме частного, имело общий библиографический интерес, составитель при каждой книге сделал указания на известные печатные библиографические сочинения, и отметил книги, виденные им в разных общественных и частных книгохранилищах, Из этих ссылок открывалось, какие богатые материалы были рассеяны повсюду для истории славяно-русского книгопечатания и как мало ими до того времени пользовались. Оказывалось также, что многие из названных в каталоге библиотек по частям хотя и были полнее библиотеки Кастерина, но в общем не доходили и до половины ее объема. Так напр. Типографская, Сергиевской лавры и Успенского собора были богаче Московскими изданиями, у М. П. Погодина находилось больше венецианских книг, библиотека Каратаева отличалась вообще изяществом книг. Но ни одно книгохранилище не превосходило Кастеринского собрания обширностью своего состава и многочисленностью редких экземпляров. К числу особенно ценных в его коллекции относятся: полное собрание библейских книг Скорины (№ 4); из острожских: Хронология (№ 31), Диалог патриарха Геннадия (№ 35); лист к Ипатию Поцею (№ 69), Требник (№ 71); из тюбингенских: Новый Завет (№ 13), Евангелие толковое (№ 14) и Наука Христианская (№ 71); Изложение веры, напечатанное в Угорцах (№ 101); из новопечатных: Библия, напеч. в Почаеве (№ 1020) и т. д.
О Кастерине, кроме «Чтений», см. «Сев. Пчела», 1847 г. № 227 (некрологическая заметка в фельетоне Ф. Б.); «Материалы для библиографии», Я. Березина-Ширяева, кн. VIII, стр. 99; «Справочный словарь» Геннади, т. II, стр. 121.